Наумов Л.А. Вопросы теории построения программ общего образования: «Парадокс Скаткина»
Предисловие главного редактора
Открывая рубрику «Наше педагогическое наследие» статьей Л.А. Наумова о Михаиле Николаевиче Скаткине, а точнее даже по сути дела только об одной его статье «Вопросы теории построения программ в советской школе», мы хотели обратить внимание наших читателей, среди которых надеемся видеть и разработчиков программ современной отечественной школы на логику рассуждений, аргументацию разработчиков программ 70 лет назад. Наверное, знание истории этой очень сложной темы не всегда может подсказать правильные новые решения для сегодняшнего дня. Ибо сегодня у нас другие технологические, социальные, экономические условия, да и наука за эти 70 лет совершила огромный шаг вперед. Но ведь цель отечественной педагогики – помочь молодым людям сформировать в себе желание и умение своей деятельностью приносить пользу – остается неизменной. Поэтому знание истории отечественной педагогики, логики рассуждений ее корифеев может помочь избежать многих ошибок и в наши дни. Стоит вспомнить высказывание В.В. Путина в ходе дискуссии на съезде Союза ректоров России 6 декабря 2002 года: «Благом для нашей страны является не консервация отживших моделей, а сохранение лучших традиций и стандартов классической российской школы образования. В этом смысле нам есть чем гордиться». Но ведь чтобы гордиться и сохранять, нужно знать и понимать. Понятно, что статья Леонида Анатольевича (впрочем, как и любая хорошая статья по вопросам педагогики), оставляет место для дискуссий специалистов, на что мы и рассчитываем. Хотелось бы, чтобы статья, которая знакомит нас только с одним из выдающихся отечественных педагогов (а еще точнее, только с одной из его работ) побудила наших читателей заинтересоваться и другими отечественными педагогами, которые внесли огромный вклад и в науку, и в практику. Уверены, что наши читатели захотят не только узнать о самих педагогах, но что еще более важно – об их работах, об их вкладе в развитие отечественной педагогики. А наш журнал постарается в этом помогать.
И.И. Калина
Кузьмин П.В. Академия Минпросвещения России в повышении квалификации и непрерывном профессиональном развитии работников образования: исторический аспект
Аннотация. Статья посвящена истории становления и развития системы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров. Не последнюю роль в этой истории занимала и занимает нынешняя Академия Минпросвещения России, которая активно участвует в реализации государственной политики в сфере общего образования, выступает безусловным лидером дополнительного профессионального образования, осуществляет не только собственно повышение квалификации, но и координирует всю систему научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров, является точкой входа для региональных методических служб. Опираясь на свою славную историю, Академия Минпросвещения России ведет активную работу по возрождению научной школы. Сегодня Академия Минпросвещения России – современная образовательная организация, обладающая мощным кадровым потенциалом, опирающаяся на перспективные отечественные научные разработки и опыт регионов, успешно решает задачи, связанные с повышением конкурентоспособности российского образования, укреплением мировоззренческого и технологического суверенитета страны.
Ключевые слова: система повышения квалификации, профессиональное развитие педагога, научно-методическая деятельность.
Патронова И.А., Бережнова О.В., Потапова И.И. Научно-методическое сопровождение реализации проекта «Школа Минпросвещения России» на региональном уровне
Аннотация. В статье рассматриваются региональные подходы к развитию системы образования, связанные с запуском проекта «Школа Минпросвещения России» (далее – Проект). Акцент сделан на характеристике процессов научно-методического сопровождения реализации Проекта на уровне отдельного региона в логике создания единых стандартов образовательного пространства страны и с опорой на единый алгоритм «входа» в Проект (самодиагностика, повышение квалификации управленческой команды школы, методическая и экспертная поддержка, модернизация программы развития образовательной организации).
Ключевые слова: проект «Школа Минпросвещения России», стратегическое планирование, управленческая карта, модель управления.
Расташанская Т.В., Тренихина С.Ю., Фрицко Ж.С., Трофимова О.А. Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ как инструмент управления качеством дополнительного профессионального образования
Аннотация. В статье описано современное состояние Федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (ФР ДППО), который представлен как инструмент управления системой ДПО на институциональном уровне. Показано, что программы ФР ДППО каталогизируются по разным основаниям и формируют функциональную и информативную электронную библиотеку, выступающую ресурсом саморазвития специалистов системы ДПО. Результативность переноса федеральных форматов работы с программами ДПО на региональный уровень представлена на примере работы Института развития образования Свердловской области.
Ключевые слова: федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования, программа ДПО, профессионально-общественная экспертиза, региональный механизм управления качеством системы ДПО.
Суханова О.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как ключевой инструмент реализации приоритетных государственных задач в области воспитания
Аннотация. В статье рассматривается проблема системной подготовки классных руководителей в дополнительном профессиональном педагогическом образовании (ДППО) в целях реализации приоритетных государственных задач в сфере воспитания (на примере подготовки к проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном»). Описываются разработанные концептуальные основы подготовки в условиях модернизации воспитательной деятельности в общем и среднем профессиональном образовании на основе сохранения и укрепления российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей. Показано, что системное (горизонтальное и вертикальное) выстраивание целевых установок, форм, содержания и условий реализации подготовки в ДППО на муниципальном, региональном и федеральном уровнях обеспечивает результативность процесса подготовки, развитие инновационного потенциала воспитательной деятельности. Результаты исследования способствуют формированию единого целостного подхода к подготовке классных руководителей в учреждениях ДППО, а в ближайшей перспективе – и к реализации воспитательной деятельности в образовательных организациях страны на основе целевых ориентиров Примерной рабочей программы воспитания. Исследование проведено методом интенсивного обучения и «погружения» классных руководителей (кураторов групп СПО) образовательных организаций Российской Федерации в серию интенсивов «Классный марафон» и курсы повышения квалификации, реализованные ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» с июня по декабрь 2022 года. Формирование готовности классных руководителей к проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном» в подобном формате осуществлялось для полномасштабной (в рамках образовательного пространства Российской Федерации) апробации разработанного концептуального подхода к подготовке.
Ключевые слова: система дополнительного профессионального педагогического образования, классный руководитель, концептуальные основы подготовки, традиционные российские духовно-нравственные ценности, воспитательная деятельность.
Мансурова С.Е., Табаровская К.А. Язык программ или трудности коммуникации субъектов профессионального педагогического сообщества
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования Федерального реестра программ дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО) через призму профессиональной коммуникации авторов и экспертов программ ДППО. Программы ДППО представлены как предмет коммуникации авторов и экспертов программ. В статье проанализированы требования к программам ДППО, особенности их проектирования и процедуры экспертного оценивания, коммуникативные проблемы, которые возникают при порождении текстов программ и при их интерпретации. Показано, что формализация процедуры проектирования и экспертизы программ в условиях цифровой экосистемы, не снижает остроту проблемы проявления коммуникативных компетенций специалистов сферы ДППО, участвующих в формировании Федерального реестра программ ДППО. В статье представлен анализ более тысячи программ ДППО и экспертных заключений на программы.
Ключевые слова: федеральный реестр, программа ДППО, коммуникация, разработка программ, экспертиза программ.
Роберт И.В. Научно-педагогические условия развития образования периода цифровой трансформации
Аннотация. В статье показано положительное и отрицательное влияние на обучающихся процесса систематического использования современных цифровых технологий в образовательных целях. Описаны основные дидактико-технологические парадигмы информатизации образования. Введен термин «цифровая трансформация образования». Представлены современные теории обучения, раскрывающие потенциал педагогики периода цифровой трансформации образования. Обоснованы и кратко описаны научно-педагогические условия развития образования периода цифровой трансформации.
Ключевые слова: дидактико-технологические парадигмы; информатизация образования; информационно-образовательное пространство; информационная безопасность личности; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); конвергенция педагогической науки и информационных технологий; трансфер-интегративная область научного знания; цифровая информационно-образовательная среда; цифровая парадигма образования; цифровая трансформация образования; цифровые технологии.
Ладилова Н.А., Фоменко Е.А. Психолого-педагогические классы как основа воспитания педагогических кадров и фактор устойчивого развития педагогической профессии
Аннотация. В настоящей статье акцентируется внимание на активном увеличении количества, расширении значимости психолого-педагогических классов и связанных с этим противоречий, в основе которых, с одной стороны, позитивный факт появления дополнительной возможности осознанного выбора для обучающихся в контексте профориентации, а с другой – в недостаточном количестве мероприятий, направленных на профессиональные пробы и первичное погружение в педагогическую профессию для обучающихся таких классов. Целью настоящей статьи является исследование запроса обучающихся психолого-педагогических классов на содержательные вопросы их обучения, а также соответствующие мероприятия.
Ключевые слова: психолого-педагогические классы, Всероссийский юношеский педагогический форум, профориентация, педагогическое сообщество, единое образовательное пространство.
Мозгова Д.А., Замятина О.М. Верификация результатов технологии оценки профессионализма и уровня компетенций педагогов на основе анализа образовательных результатов учеников
Аннотация. В статье описана модернизированная технология оценки профессионализма и уровня компетенций педагога на основе анализа образовательных результатов его учеников с применением кластерного подхода для обработки больших данных, и обозначена необходимость ее верификации. Представлены результаты диагностики предметных и методических компетенции преподавателей русского языка и математики по разработанным контрольно-измерительным материалам. Результаты диагностики педагогов из ряда общеобразовательных организаций Томской области проанализированы в соответствии с распределением данных общеобразовательных организации на кластеры, исходя из результатов работы вышеуказанной модернизированной технологии оценки профессионализма и уровня компетенций педагога.
Ключевые слова: оценка профессионализма педагога, компетенции педагога, кластеризация, результаты обучающихся, профессиональные дефициты педагога, качество образования.
Соколова Н.В. Организационно-методическое сопровождение педагогов школ с низкими образовательными результатами: из опыта Кировской области
Аннотация. В статье представлен опыт организационно-методического сопровождения педагогических работников школ с низкими образовательными результатами в ходе реализации индивидуальных образовательных маршрутов и регионального проекта «Формирование функциональной грамотности обучающихся школ Кировской области». Описана модель организационно-методического сопровождения педагогов через формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, функциональная грамотность, профессиональные дефициты, индивидуальный образовательный маршрут, диагностика, профессиональное развитие педагога, школы с низкими образовательными результатами.
Бабичева Н.С., Котельникова В.И. Интеграция медиаобразовательного компонента в урочную и внеурочную деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями.
Аннотация. В статье рассматривается интеграция медиаобразовательного компонента в урочную и внеурочную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья на примере задержки психического развития по предмету биология. Описаны этапы включения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в работу над созданием собственного образовательного контента школьной медиатеки, планируемые образовательные и воспитательные результаты занятий. Приведена положительная динамика объема усвоенной в процессе обучения информации путем организации разнообразных форм обучения. Показано влияние созданного медиаобразовательного компонента на развитие жизненно важных навыков: коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее страновом, этническом и гендерном аспектах. Намечены перспективы работы в рамках факультативных занятий: создание медиацентра и школьного театра.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательный компонент, медиатека, цифровые образовательные ресурсы, особые образовательные потребности.
Вешкина И.Я. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием сервиса Kaiten
Аннотация. В статье представлен современный подход организации и сопровождения проектной деятельности обучающихся с использованием функциональной доски российских производителей Kaiten. Описываются возможности доски в контексте реализации проектных задач и визуализации промежуточного и итогового результата проектной деятельности. В статье доказывается, что трансформация навыков взаимодействия между педагогом-наставником и проектантом от вербальных форм к символьным в цифровом поле неизбежна. Делается вывод о развитии цифровых, коммуникативной и личностных компетенций обучающихся.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, визуализация результатов, функциональная доска Kaiten, цифровые компетенции, коммуникативная компетентность, личностные компетенции.
Денисова А.Б. Варианты использования цифровых сервисов и инструментов в конструировании обучающих курсов
Аннотация. В условиях цифрового мира и информационного многообразия при изучении разных дисциплин для субъектов образовательного процесса (учителей, преподавателей, обучающихся, родителей, возможно, администрации) существует актуальная проблема выбора (отбора) качественной и достоверной информации. Поэтому существует необходимость в сборе информации (контента) для ведения и изучения курса той или иной дисциплины и представления ее на информационном ресурсе. С опорой на авторский опыт в статье представлен анализ нескольких цифровых инструментов (ментальные карты, интерактивные онлайн-доски, конструкторы сайтов и образовательных курсов) и российских сервисов, позволяющих структурировать учебные курсы. Апробация в условиях реального учебного курса позволила определить их достоинства и недостатки, возможности использования для выполнения других работ: ведения конспектов, выполнения проектных заданий, организации командной работы на занятиях. В статье приведены примеры такого использования в педагогической практике, оценена эффективность их применения, а также приведены результаты эксперимента по ведению учебного курса с применением платформы Core и сервиса Kaiten как инструментов для объединения разнородного мультимедийного учебного контента.
Ключевые слова: цифровые инструменты, конструирование курса, российские образовательные сервисы, ментальные карты, онлайн-доски, образовательная платформа.
Дудинова Е.Н. Виртуальная экскурсия как продукт дидактического творчества педагога
Аннотация. Автор исследует процесс создания и использования виртуальной экскурсии в аспекте дидактического творчества педагога. Показано, что создание и использование учителем виртуальной экскурсии в рамках образовательной деятельности способствует совершенствованию профессиональных компетенций педагога в области создания структуры учебного содержания предмета с учётом возрастных и психических особенностей обучающихся, их уровня знаний и способности к обучению. Предложен алгоритм создания и использования виртуальной экскурсии с учётом разного уровня педагогического мастерства учителя: репродуктивного, креативного и уровня сотворчества. Сделан вывод о том, что процесс создания и использования педагогом виртуальной экскурсии в образовательной деятельности ведёт к появлению необходимых условий для развития его профессионального творчества, в частности дидактического.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, педагогическое творчество, дидактическое творчество.
Захарченко И.С. Интернет-зависимость как актуальная проблема современного школьника
Аннотация. В статье представлено исследование, посвященное поиску взаимосвязи между интернет-зависимостью и тревогой. Исследованы учащиеся общеобразовательного учреждения. Описаны результаты применения методики диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина и опросник К. Янг по интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет-зависимость, тревога, учащиеся, ситуативная и личная тревожность.
Идакова Н.В. Цифровой сервис как эффективный инструмент формирующего оценивания на уроках английского языка
Аннотация. В статье раскрыта сущность и роль обратной связи в современном образовании. Определен инструмент обратной связи - интернет-сервис УДОБА как средство улучшения качества образования. Автор акцентирует внимание на преимуществах использования цифровых ресурсов в педагогической деятельности перед традиционными методами. Автор представляет качественные показатели достижения образовательных результатов при систематическом использовании онлайн-сервиса УДОБА в процессе обучения. Изучение статьи позволит повысить цифровые компетенции учителей.
Ключевые слова: обратная связь, интерактивный онлайн сервис, качество образования, формирующее оценивание, результативность, процесс обучения.
Каратаева Е.В. QR-код как цифровой инструмент развития образовательной среды школы
Аннотация. В статье описан дидактический потенциал QR-кода как цифрового инструмента конструирования образовательной среды школы. Исследованы способы внедрения интерактивной технологии QR-кодов в образовательное пространство школы, проанализированы результаты, определены перспективные зоны образовательной среды для использования этого цифрового инструмента. Показано, что повседневное использование QR-кода в образовательном пространстве школы повышает эффективность образовательного процесса, облегчает восприятие информации, обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса школьника и дифференциацию по интересам. Методы исследования: анкетирование, опрос, анализ активности пользователей социальных сетей.
Ключевые слова: QR-код, цифровой инструмент, образовательное пространство школы, цифровая образовательная среда.
Колесникова А.В., Юшина Е.А. Цифровые ресурсы и сервисы в деятельности учреждения дополнительного образования детей
Аннотация. В статье представлен практический опыт использования российских цифровых сервисов в деятельности учреждения дополнительного образования детей, рассмотрены основные приемы и средства развития ИКТ-компетентности и цифровой грамотности как ключевых навыков современного педагога. Представленный опыт демонстрирует, что эффективно организованная система использования современных цифровых сервисов и электронных ресурсов позволяет усовершенствовать процесс обучения, повысить качество образования, улучшить социальную коммуникацию, обеспечить информационную открытость учреждения.
Ключевые слова: цифровые сервисы, электронные образовательные ресурсы, ИКТ-компетентность педагога, качество дополнительного образования, дистанционное обучение.
Насушный А.И. Визуализация учебного контента с использованием цифровой образовательной среды SINECODE.RU
Аннотация. В статье описывается функционал созданной автором цифровой платформы Sinecode.ru и результаты ее апробации в педагогической практике. Созданная среда визуального программирования позволяет конструировать программы, направленные на решение образовательных задач на уроках математики и английского языка. Описанные образцы объединяют визуализацию, программирование и моделирование в единое целое, предоставляя педагогу выбор различных траекторий учебной деятельности школьников.
Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, визуализация, программирование, визуальное программирование, английский язык, математика, образовательный контент.
Толчина М.С. Опыт использования платформы СберКласс с целью повышения мотивации учащихся основной школы
Аннотация. В статье представлен опыт внедрения в учебный процесс средней школы персонализированной модели обучения с применением цифровой образовательной платформы СберКласс, показаны возможности платформы для повышения мотивации учащихся основной школы и профессионального роста учителя. Автор анализирует изменения, произошедшие с участниками образовательных отношений и представляет результаты, начиная с 2019 года.
Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, СберКласс, цифровизация, мотивация, персонализированная модель образования, персонализированное обучение, профессиональный педагогический рост.
Тюльпинова Г.И. Цифровая коллекция преподавателя детской школы искусств (из опыта работы)
Аннотация. Статья посвящена разработке цифрового образовательного контента для образовательных программ в области музыкального искусства, который будет способствовать реализации актуальной в настоящее время смешанной форме обучения и достижению качества образования. Представлен опыт цифровой поддержки образовательного процесса в детской школе искусств (ДШИ): приведено описание авторской цифровой коллекции, включающей дистанционные уроки, онлайн-календарь с приложением викторины, цикл онлайн-путешествий и серию онлайн-флипбуков. Методологическая основа разработанного цифрового ландшафта базируется на двух составляющих: педагогический дизайн и цифровая педагогика. В перспективе планируется расширение и пополнение коллекции как новыми цифровыми материалами, так и новыми цифровыми инструментами.
Ключевые слова: дополнительное образование, детская школа искусств, музыкальное образование, смешанная форма обучения, цифровизация, цифровая коллекция, цифровой образовательный контент, дистанционный урок.