Лаборатория исследования современных направлений развития образования

Направления деятельности

  • Научно-исследовательская деятельность
  • Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподавательских и управленческих кадров в области наук об образовании
  • Популяризация результатов научно-исследовательской деятельности

Ведущие направления исследований

Педагогическая аксиология непрерывного образования

Лидер научного направления

Крупченко Анна Константиновна – профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Автор свыше 180 научных трудов и учебных изданий, ведущий исследователь и редактор коллективных монографий и книг по аксиологии иноязычного образования, раскрывающих ценностные ориентиры междисциплинарного (иноязычного) профессионального педагогического образования. Грантополучатель и руководитель проектов, эксперт РГНФ – РЦНИ (РФФИ), руководитель и оппонент докторских, кандидатских и магистерских диссертаций, рецензент научных изданий и учебных пособий вузов. Председатель ГАК по направлению «Педагогическое образование» в ведущих педагогических вузах страны, член (председатель) жюри Всероссийских педагогических конкурсов «Учитель года России», «Мой лучший урок», «Педагогический дебют» и др.

Профиль А.К. Крупченко в eLIBRARY.RU

Актуальность исследований в рамках данного направления

Педагогическая аксиология непрерывного образования изучает междисциплинарную область знаний, рассматривающую образование, воспитание, обучение и педагогическую деятельность в процессе непрерывного образования как основные человеческие ценности.

Актуальность проведения исследований, реализующих принципы аксиологического подхода в процессе непрерывного образования обусловлена ситуацией геополитической турбулентности современных глобальных политико-экономических и социокультурных изменений, оказывающих влияние на поведение и ценности молодежи, и в связи с этим возросшей потребностью в формировании таких основных ценностей, как: патриотизм, чувство причастности к судьбе Родины, историческая память, гражданское самосознание, укрепляющее общероссийскую гражданскую идентичность и другие ценностные характеристики личности так как доминирование тех или иных ценностей отображает динамику развития общества, является индикатором происходящих в нем процессов.

Среди вопросов, которые исследует «Педагогическая аксиология непрерывного образования» следующие:

  1. Ценностные ориентиры модернизации непрерывного профессионального педагогического образования: методология, концепция, модели и технологии развития: Вовлечение педагогического сообщества в обсуждение приоритетных направлений Российского образования. Выявление учителей, знающих и понимающих приоритетные направления государственной политики. Информированность учителей страны о Федеральной политики образования.
  2. Ценностный компонент дополнительного профессионального педагогического образования: методология и технология: Выявление региональных потребностей в сфере ДПО. Рассмотрение системы прогнозирования развития образовательных услуг ДПО. Инициирование перспективных научных исследований в сфере ДПО. Развитие кадрового потенциала ДПО.
  3. Ценность как категория современных гуманитарных наук: Потенциал гуманитарных наук в воспитании духовной, нравственной, общественной и культурной деятельности.
  4. Потенциал педагогических дисциплин в становлении ценностных ориентаций (будущего) учителя: Повышение статуса и осознанности выбора профессии "учитель". Новые квалификационные категории: Педагог-методист, Педагог-наставник, Советник по воспитанию. Перспективные практики наставничества. Выявление педагогически одаренной молодежи и кадрового резерва. Расширение количества и форматов профессиональных конкурсов.
  5. Аксиологические основания воспитательного процесса (будущих) учителей: Организация и проведение образовательных мероприятий: Конкурсы, Олимпиады, Форумы, Акции.
Педагогические, андрагогические, психологические проблемы непрерывного образования взрослых
в разработке
Педагогическое проектирование в системе непрерывного образования

Лидер научного направления

Тюнников Юрий Станиславович – профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Основная область научного интереса: теория и практика сценарного подхода к педагогическому проектированию в системе непрерывного образования. Автор 20 монографий, 30 учебных и учебно-методических работ, 170 научных статей, из них 97 журнальных статьей (WOS, Scopus, ВАК). Руководитель и исполнитель ряда научно-исследовательских проектов. Имеет многолетний опыт научного руководства диссертационными исследованиями по научным специальностям: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования», 5.8.7. Методология и технология профессионального образования».

Профиль Ю.С. Тюнникова в eLIBRARY.RU

Актуальность исследований в рамках данного направления

В развитии теории и практики педагогического проектирования сегодня достаточно отчетливо обозначились две взаимосвязанные тенденции: выделение все новых объектов педагогического проектирования, которые необходимо интегрировать в системы более высокого порядка (и не только педагогические); усложнение самих объектов педагогического проектирования, состоящих из разнородных элементов.

Вместе с тем, следует констатировать, что проблемы педагогического проектирования крайне редко ставятся и решаются в детерминантном контексте как одна общая проблема и еще реже – в рамках концептуального обоснования единой проектной стратегии. Сложившаяся ситуация входит в противоречие с необходимостью решения ряда проблем педагогического проектирования. В теоретико-концептуальном отношении актуальными становятся проблемы разработки исходных идей, стратегических ориентиров, базовых моделей, принципов, параметров, необходимых для построения не только локальных педагогических систем или их отдельных элементов, но и всего культурно-образовательного пространства, в который они интегрированы. В методологическом плане возникают не менее значимые проблемы: необходимо весь процесс проектирования выстроить в единой нормативной методологии с опорой на конкретный набор унифицированных конструктов. Для этого нужно знать функции и общий состав конструктов, разработать структуру каждого из них, определить логику и процедуры нормативного построения и согласования в заданной стратегии.

В педагогическом проектировании основную роль, если учитывать различного рода события, ситуации, коллизии и противоречия формируемых у обучающихся компетенций, играют сценарные модели и характеристики. Это в значительной мере подтверждает проводимое нами исследование. Полученные результаты служат основанием для следующих выводов:

  1. Стратегия и задачи проектирования педагогических систем с их динамикой и функционально-ролевыми особенностями полностью вписываются в парадигму сценарного подхода;
  2. Сценарное моделирование, опираясь на потенциал компетентностного похода, позволяет решать задачи проектирования в личностно-деятельностном плане за счет оперирования унифицированными конструктами, которые изначально создают в образовании взаимосвязанные контексты;
  3. Сценарный подход с набором унифицированных конструктов может быть специализирован для конкретного применения в широком спектре задач педагогического моделирования.

В рамках реализации сценарного подхода к педагогическому проектированию можно выделить следующие перспективные исследования:

  • концептуальное обоснование сценарного проектирования, определяющее его место и значение в создании и обновлении системы непрерывного образования;
  • нормативная методология типового процесса сценарного проектирования педагогических систем, построенная на принципах, конструктах, критериях, показателях, процедурах и методах проектных разработок;
  • классификация проектных задач в системе непрерывного образования, процедур и методов их решения в методологии сценарного подхода;
  • проектное описание педагогических систем и их структурных составляющих по различным группам сценарных свойств и характеристик;
  • система обучения конкретной учебной дисциплине, построенной в стратегии и на принципах сценарного проектирования;
  • интегративные педагогические процессы с заданными свойствами как системные объекты сценарной разработки;
  • образовательные технологии как системные объекты сценарного проектирования, обеспечивающие достижение требуемого результата в конкретных условиях непрерывного образования;
  • цифровые ресурсы (включая разработки в области САПР) как основа сценарного моделирования педагогических систем разного уровня сложности;
  • сценарное прогнозирование кадрового обеспечения педагогическими работниками системы непрерывного образования;
  • влияние профессиональных дефицитов педагогических работников на сценарные особенности построения системы дополнительного профессионального образования.

Область практического использования результатов исследования

Полученные результаты предполагается использовать при формировании нормативных параметров и проектного регламента моделирования педагогических систем. Материалы планируется включить в программу повышения квалификации педагогических кадров, в том числе – в программу повышения квалификации преподавателей системы ДПО.

Развитие образования в условиях цифровой трансформации социума

Лидер научного направления

Рыжова Наталья Ивановна – профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Область научных интересов Н.И. Рыжовой может быть определена следующими направлениями: «Развитие системы профессиональной предметной и технологической подготовки (и/или переподготовки) учителя в области информатики и информационных технологий в условиях цифровизации и/или модернизации современного образования»; «Теоретические и прикладные аспекты проектирования и использования информационно-образовательных систем для образовательной практики в условиях цифровой трансформации социума и образования»; «Развитие системы профессиональной подготовки (и/или переподготовки) современного специалиста в условиях цифровой трансформации социума и образования».

В период с 2004 по 2023 годы Н.И. Рыжова подготовила трех докторов и восемь кандидатов педагогических наук.

Профиль Н.И. Рыжовой в eLIBRARY.RU

Актуальность исследований в рамках данного направления

В первую очередь, предметом изучения являются актуальные вопросы развития системы профессиональной подготовки современного специалиста (в том числе, и учителя) в области информатики и цифровых технологий в современных условиях, в частности: цифровой трансформации; киберугроз или других вызовов; модернизации российского образования как на уровне развития существующего содержания обучения в выбранной предметной области и/или смежных с нею предметных областях (например, математики, семиотики, математической логики), так и на уровне методов, форм и средств обучения.

Кроме того, предметом изучения являются актуальные для системы профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровизации образования вопросы педагогического проектирования информационно-образовательных систем и их использование в профессиональной подготовке специалистов и в образовательной практике вообще.

При этом на первый план выступают вопросы профессиональной подготовки высокообразованных и высококвалифицированных будущих специалистов, в их числе, учителей предметников, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях цифровой трансформации общества и развития новых наукоемких технологий на базе фундаментальных и технологических знаний в предметных областях, составляющих содержание их образования в соответствии с профессиограммой (или моделью профессиональной компетентности специалиста).

Кроме того, сюда непосредственно относятся и вопросы теории и методики обучения будущих специалистов с использованием современных цифровых образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов, использование существующих и построение новых, учитывающих специфику подготовки специалистов – будущих учителей (в частности, учителей информатики), по разным предметным областям их профессиональной деятельности.

Так, например, представляется важным компонентом данного направления развитие теории и методики дистанционного (или смешанного) обеспечения учебного процесса в условиях цифровизации и/или модернизации образования, позволяющего реализовать идеи и направления индивидуализации образования посредством использования информационно-образовательных систем, обеспечивающих процесс подготовки будущего специалиста индивидуальной траекторией обучения и средствами обучения в условиях реализации модульно-рейтингового и/или компетентностного подходов.

Научно-педагогические исследования, проводимые под руководством Н.И. Рыжовой, как правило, характеризуются рядом важных теоретических и методологических особенностей, отличающих их от большинства других исследований.

Во-первых, предметом изучения выбраны составляющие фундаментальной и профессионально-технологической подготовки учителя (в том числе, учителя информатики) в условиях цифровизации, а также внедрение в практику их профессиональной подготовки модульно-рейтингового, семиотического и/или компетентностного подходов для решения проблем развития их профессиональной подготовки с учетом индивидуализации процесса обучения в современных условиях развития системы Российского образования.

Во-вторых, принципиальная позиция исследований, проводимых под руководством Н.И. Рыжовой, состоит в том, что:

  1. Информационно-образовательная система трактуется как комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства. При этом содержательное «наполнение» системы будет определяться непосредственно контекстом деятельности и «человеком ее использующим». Заметим, что из этого подхода вытекает проблема проектирования и использования информационно-образовательных систем для системы подготовки учителя (в том числе, учителя информатики) и отчасти для вопросов управления образованием.
  2. Фундаментальность при обучении конкретному учебному предмету в профессиональной подготовке специалиста достигается, если в содержании обучения выделять основания учебного предмета, соответствующие основаниям предметной области. Относительно учебного предмета естественнонаучного цикла, основания должны включать в себя три вида оснований: математические, философские и мировоззренческие. Что касается фактологической составляющей, которую часто выделяют в основаниях предметной области как самостоятельную, то она присутствует во всех трех видах оснований и представляет собой совокупность основных понятий, теорем, конкретных фактов и знаний из предметной области. Кроме этого, фундаментальность в подготовке специалиста (например, учителя информатики), в частности, в условиях цифровизации достигается еще и за счет выделения в содержании обучения основаниям учебного предмета совокупности базовых прикладных задач и обучение деятельности по их решению с помощью вычислительных систем. Таким образом, налицо и другая проблема теории и методики профессиональной подготовки учителей – разработка концепций развития профессиональной подготовки в предметных областях по направлениям его специализированной подготовки, а также фундаментальной подготовки в условиях цифровизации образования и методики обучения специалистов методам решения прикладных задач в предметной области с использованием новых современных технологий.

Сотрудники лаборатории

Крупченко Анна Константиновна
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор

Марон Аркадий Евсеевич
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ

Монахова Лира Юльевна
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор

Рыжова Наталья Ивановна
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор

Тюнников Юрий Станиславович
ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор

Королева Елена Геннадьевна
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Мухлаева Татьяна Всеволодовна
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Сергиенко Александра Юрьевна
старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук