6 августа 2021 г.

«Стажировка побуждает мыслить и принимать актуальные решения»

В марте этого года управленческая команда Белгородской области побывала в Липецкой области на стажировке, организованной Академией Минпросвещения. Что представляла собой стажировка и что из опыта коллег показалось наиболее интересным и актуальным для региона, рассказал Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики Департамента образования Белгородской области.

Стажировка в Липецкой области нас существенно обогатила. Что этому способствовало?

Во-первых, четкая, продуманная в деталях организация мероприятия. Это было особенно полезно, так как в октябре в Белгородской области состоится аналогичная стажировка.

Во-вторых, умно, грамотно, оптимально составленная программа, в которой органично сочетались лекционная, дискуссионная и практическая части. Очень запомнились выступления представителей Минпросвещения России, Академии Минпросвещения России, Управления образования и науки Липецкой области, Московского государственного психолого-педагогического университета, Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Института развития образования Липецкой области, регионального Центра мониторинга и оценки качества образования, муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций. Свой опыт формирования эффективной системы кадровой работы достойно представили липецкие гимназии № 12 и № 19, лицей № 3 имени К.А. Москаленко.

В-третьих, полезным было обсуждение проблемы цифровой трансформации образования и новых возможностей, которые предлагает цифровая среда для развития детей, информационной открытости современных школ и принципов управления информацией в цифровой среде. Липецкие коллеги рассказали о системе финансового планирования деятельности образовательных организаций.

В-четвертых, обращает на себя внимание липецкая система научно-методического сопровождения педагогов и управленцев, особенно молодых, подходы к воспитанию, конкретные управленческие механизмы и инструменты повышения качества образования.

В-пятых, в Липецке помнят Константина Александровича Москаленко и его новаторский опыт планирования уроков. Многие успешные липецкие практики базируются на его идеях. Стажировка убедила, что наследие Москаленко – это целостная педагогическая система, которая затрагивает и учителей, и учащихся, и родителей.

В-шестых, такие стажировки повышают авторитет Академии Минпросвещения России, ее деятельность становится доступной и понятной.

Все материалы стажировки мы проанализировали в регионе, провели заседание коллегии нашего департамента, где обсудили концептуальные основы развития регионального образования. На августовской конференции педагогическому сообществу будут представлены два определяющих документа: проект Стратегии развития образования региона, в основе которой обеспечение успешности каждого ребенка, и проект патриотического воспитания молодежи. Речь идет также о создании системы профориентационной работы со школьниками, развитии сети специализированных классов.

Регион активно занимается проблемой цифровой грамотности начиная с детского сада. Мы провели региональный чемпионат «Цифровое ГТО», с 1 сентября текущего года повсеместно в 1–4-х классах вводится учебный курс «Информатика», направленный на развитие алгоритмического и логического мышления, цифровой зрелости. Этот курс будет также изучаться в 5–8-х классах 165 пилотных школ. 

Очень интересной является липецкая идея поддержки школ за счет грантов: школы, которые продемонстрировали лучшие показатели по итогам мониторинга, получают дополнительное финансирование. Сейчас Белгородская область разрабатывает механизм рейтингования и поощрения муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций, расширяет сетевые формы реализации образовательных программ. В Белгородской области со всеми муниципальными образованиями заключены соглашения, включающие наряду с показателями нацпроектов «Образование» и «Демография» важные для региона показатели, направленные на повышение качества образования.

Ресурсные классы и ресурсные группы – одна из оправдавших себя реалий в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Липецкая область и в этом плане продемонстрировала свои наработки. Финансовые механизмы организации обучения детей с РАС, принятые в Липецкой области, просты и надежны, они приемлемы и для нашего региона. С сентября 2021 года в Белгородской области будут функционировать 40 ресурсных классов и 24 ресурсные группы.

Предметом широкого обсуждения в регионе стала интеграция общего и дополнительного образования. Побудила к этому всё та же стажировка.

В заключение в очередной раз позвольте выразить благодарность Академии Минпросвещения России и липецким коллегам за проведенную стажировку, которая побуждает мыслить и принимать актуальные решения.