Назад в будущее образования: прогноз ОЭСР

29 марта 2021 г.

Стратегическое предвидение – это структурированное рассмотрение прогнозов о будущем для принятия лучших решений в настоящем. Такая практика применяется в вопросах государственной политики и, в частности, в сфере образования. Разумеется, наша способность предсказывать будущее ограниченна, но всегда можно предположить несколько вариантов развития событий. В 2020 году Организация экономического сотрудничества и развития представила 4 сценария, по которым, согласно прогнозам, будет развиваться сфера образования. Какими будут школы через 20 лет? Исчезнет ли учитель как профессия? Взглянем на эти вопросы с точки зрения одной из крупнейших международных организаций.

Многие страны мира занимаются стратегическим предвидением. Например, Финляндия делает прогнозы на всех уровнях и в государственном, и в частном секторах экономики. В Финском парламенте действует Комитет будущего, правительство и министерства составляют аналитические отчеты о будущем. Национальную сеть стратегического предвидения в Финляндии координируют кабинет премьер-министра и финский инновационный фонд Sitra. Сектор образования поддерживает эту тенденцию: Национальный форум предвидения навыков призван отслеживать изменения в спросе на компетенции. В 2009 году Финское национальное агентство образования запустило исследование «Будущее образования — 2030», направленное на реформу основных учебных программ. Исследование касалось изменения ролей учителя и ученика, взаимосвязи общества и школы, а также важности метапредметных компетенций в обучении и преподавании.

Правительство Сингапура начало развивать стратегическое предвидение еще в конце 1980-х годов, начав с Министерства обороны. Позже прогнозирование сценариев будущего было принято в качестве инструмента долгосрочного государственного планирования. В 2009 году в Сингапуре при канцелярии премьер-министра создан Центр стратегического планирования будущего (Centre for Strategic Futures, CSF), располагающий сетью практикующих специалистов по стратегическому предвидению. Министерство образования Сингапура ведет проект «Учись для жизни», который включает планирование и прогнозирование по шести направлениям: целенаправленное обучение, основанное на интересах и увлечениях; овладение школьной программой со скоростью, соответствующей способностям обучающихся; образование как средство обеспечения социального равенства; поддержка изучения родного и иностранных языков; повышение цифровой грамотности; поддержка педагогов. Работа в этих направлениях призвана подготовить как обучающихся, так и учителей к будущему с развитыми технологиями и тесными взаимоотношениями между государствами.

В сентябре 2020 года Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала отчет, где представила 4 независимых друг от друга сценария, по которым может развиваться сфера образования в ближайшие 20 лет.

 Школа укрепляется

Формальное образование расширяется

  • Цели: Школа – главный институт социализации, обучения и аттестации
  • Структура: Образовательные монополии с традиционными функциями системы образования
  • Учителя:
    Учителя в образовательных монополиях с более четким разделением задач и узкими профилями
  • Управление:
    Традиционное управление с акцентом на международное сотрудничество
  • Вызовы для органов управления: Обеспечение качественного образования в рамках всей системы; нахождение компромисса между единством системы и инновациями / разнообразием
Школа теряет силу

Образование переходит на аутсорсинг

  • ЦЕЛИ: Удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг
  • СТРУКТУРА: Разнообразие структур и организационных форм
  • УЧИТЕЛЯ:
    Разнообразие ролей и статусов в школе и за ее пределами
  • УПРАВЛЕНИЕ: Школы как одни из участников образовательного рынка на местном, федеральном и международном уровнях
  • ВЫЗОВЫ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ: Сохранение конкурентоспособности государственного образования
Школа меняется

Школа – образовательный узел

  • ЦЕЛИ: Персонализация образовательных маршрутов
  • СТРУКТУРА: Школа – агрегатор ресурсов на местном и международном уровнях
  • УЧИТЕЛЯ:
    Учитель имеет широкие связи с различными общественными группами
  • УПРАВЛЕНИЕ: Самоорганизованные группы, сотрудничающие друг с другом; решения преимущественно принимаются на местном уровне
  • ВЫЗОВЫ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ: Высокая вероятность возникновения конфликтов между локальными и системными задачами
Школа разрушается

Обучение всегда и везде

  • ЦЕЛИ: Традиционные цели и функции образования утрачены
  • СТРУКТУРА: Исчезновение школы как социального института
  • УЧИТЕЛЯ:
    Исчезновение учителя как профессии, все потребители образовательных услуг могут являться также их поставщиками
  • УПРАВЛЕНИЕ: Глобальное, децентрализованное управление данными и цифровыми технологиями
  • ВЫЗОВЫ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ: Высокая вероятность вмешательства различных сторон в образовательный процесс с ущербом для прав человека; риск разобщения общества

  • Сценарий 1: Школа укрепляется. Формальное образование расширяется.

Продолжительность формального образования увеличивается за счет дошкольного и послешкольного обучения, при этом аттестаты и дипломы остаются главным залогом социально-экономической успешности человека. Количество дипломов растет, и люди приобретают дополнительные навыки, чтобы стать более конкурентоспособными на рынке труда.

Бюрократический характер образовательных учреждений сохраняется. Во многих странах действуют стандартизированные учебные программы и инструменты оценивания. Вместе с единообразием и соблюдением стандартов обучающиеся могут выбирать содержание своего образования при условии достижения основных результатов обучения. Государственные органы образования остаются главными центрами принятия решений, однако по сравнению с международными образовательными организациями их влияние слабее.

Организация обучения и отношения учеников и учителей в школе в целом остаются неизменными, хотя появляется ряд нововведений: более гибкое расписание, смешанные методы обучения.

У учителей более четкое разделение задач и более узкие профили. Разработка учебных планов и мероприятий остается за педагогическим составом; контроль их реализации обеспечивает другой персонал или программное обеспечение.

Поскольку цифровое обучение подразумевает бóльшую самостоятельность обучающихся, школьный персонал более сосредоточен на поддержке эмоциональных потребностей учеников и их мотивации к обучению.

  • Сценарий 2: Школа теряет силу. Образование переходит на аутсорсинг

Традиционные системы школьного образования рушатся по мере того, как общество все более активно участвует в обучении граждан. Движущей силой обучения являются цифровые технологии. Появляются альтернативы школьному обучению в виде частных и общественных инициатив. Гибкий график работы позволяет родителям более активно участвовать в образовании детей.

Образование сочетает в себе домашнее обучение, репетиторство, онлайн-обучение и обучение в маленьких группах. Государственные и частные поставщики конкурируют на рынке образовательных услуг.

Происходит существенное сокращение бюрократии и подотчетности. В связи с увеличением количества поставщиков на образовательном рынке появляются различные специалисты и маркеры качества услуг. Выбор специалиста и услуг зависит от того, насколько хорошо они удовлетворяют потребности потребителя. Работа в сфере образования характеризуется разнообразием профилей и функций: независимые воспитатели, консультанты по вопросам карьеры, аналитики рынка профессиональных навыков, специалисты по педагогике на частных платформах и пр.

Родители детей младшего возраста полагаются на государственные услуги по уходу или участвуют в самоорганизованных общественных группах. По мере того как обучающиеся взрослеют, большое значение приобретают специализированные учебные платформы и консультационные услуги (цифровые и очные, государственные и частные).

Отказ от жестких структур традиционного обучения (например, групп по годам, этапов обучения) позволяет обучающимся двигаться в собственном темпе и сочетать формальное обучение с другими видами деятельности.

  • Сценарий 3: Школа меняется. Школа – образовательный узел.

Школа как общественный институт сохраняется, но теперь это – открытая образовательная площадка, поддерживающая тесные связи с обществом и открытая для экспериментальных методик обучения. Система характеризуется децентрализацией, и местные участники выступают с собственными инициативами для достижения важных, на их взгляд, целей. Сильными признаются те школы, у которых хорошо развиты связи с обществом и местными службами. Система больше не основана на единообразии: критерии, по которым оцениваются школы, различаются в зависимости от сообщества, и важные решения, такие как закрытие образовательного учреждения, могут зависеть от того, достигнут ли компромисс между заинтересованными сторонами.

Школьное образование отличается всесторонностью и основывается на культуре экспериментирования и разнообразия. Организация преподавания и обучения становится более гибкой. Признается и ценится широкий спектр источников обучения, и разница между формальным и неформальным обучением стирается. Обучение приобретает постоянный характер: это занятия в течение всего дня, которыми руководят профессионалы в области образования, но которые далеко не всегда проходят в ​​школах и классных комнатах.

Обучение строится на актуальных потребностях обучающихся, определяемых средой, а не единообразными учебными планами. Сильными считаются учителя, не только являющиеся профессионалами в области педагогики, но и имеющие крепкие связи с различными общественными группами.

Школы открыты для участия других специалистов, помимо учителей, общественных деятелей и родителей. Приветствуются прочные партнерские отношения, поскольку школы стремятся использовать ресурсы всего сообщества: музеев, библиотек, научных и технологических организаций.

  • Сценарий 4: Школа разрушается. Обучение всегда и везде.

Обучение осуществляется в любом месте и в любое время. Происходит быстрое развитие искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и других цифровых технологий. Доступ к образовательным ресурсам теперь повсеместен и бесплатен.

Цифровые технологии позволяют достаточно точно и быстро оценивать и сертифицировать знания и навыки, и необходимости в существовании доверенных третьих сторон (образовательных учреждений или частных поставщиков обучения) больше нет.

На протяжении всей жизни человека сопровождают персональные помощники с искусственным интеллектом, которые подключаются к окружающей среде и друг к другу и предлагают индивидуальные решения для обучения, помогают выявлять пробелы в знаниях и навыках, поощряют творчество и объединяют обучающихся в сообщества с общими целями. Отсутствуют языковые барьеры в доступе к обучению и сотрудничеству: точный перевод теперь выполняется автоматически и в режиме реального времени.

Учитель как профессия исчезает, поскольку возможности обучения доступны всегда и везде, а обучение и преподавание становятся одним неделимым процессом. Отдельные люди становятся просьюмерами образования (от англ. producer + consumer) – производителями и потребителями образовательных услуг в одном лице. Занятия и лекции остаются обычным явлением. Часть из них создается людьми, часть – машинами.

Какой из этих сценариев станет реальностью? В настоящее время более точный прогноз сделать не представляется возможным: пандемия COVID-19, послужившая стремительному развитию цифрового образования во всем мире, в то же время создала большую неопределенность относительно будущего образования. В то время как страны мира продолжат сталкиваться с уникальными проблемами, практика стратегического предвидения приобретает все большую значимость. Разумеется, описанные сценарии не должны рассматриваться как окончательные и неизменные варианты будущего: они могут видоизменяться, пересекаться друг с другом или уступить место новому варианту. Прежде всего нам необходимо осознавать происходящие изменения и быть готовыми к жизни в каждом из этих «новых миров».