Урок физики в лесу: можно ли совместить несовместимое с пользой для обучения?

23 апреля 2021 г.

В 2016 году Международный центр педагогических исследований CIEP представил проект по развитию межпредметного обучения. Презентация проекта началась с примера: учитель биологии проводит урок на тему питания и, подкрепляя свой рассказ картиной с изображением продуктов, популярных в Европе XVI века, объясняет классу, как и почему фрукты и овощи на картине отличаются от того, что мы едим сейчас. Для этого необходимо обратиться к мировой художественной культуре и истории. Но действительно ли обучение одному предмету через другие эффективно?

  • Искусство и живопись действительно могут быть полезными инструментами в преподавании.

Рон Литц, учитель истории в американской школе, убежден, что фотографии, рисунки и картины могут передать исчерпывающую информацию об исторических событиях, и призывает своих учеников глубоко анализировать произведения искусства. Например, он показывает ученикам картину Эмануэля Лойце «Вашингтон переправляется через Делавэр», на которой Джордж Вашингтон ведет армию через реку, чтобы атаковать противника. Литц просит учеников внимательно рассмотреть картину и обратить внимание на художественные приемы. В частности, на картине Вашингтон определяется как лидер благодаря композиции: он окружен солдатами, льдом, флагом, и поэтому именно его фигура является центральной. Так картина отображает реальный исторический контекст: влияние и значимость фигуры Джорджа Вашингтона.


Некоторые организации, такие как Метрополитен-Музей (Нью-Йорк) и Национальная галерея искусства (Вашингтон), поддерживают связь изучения истории с искусством и предоставляют доступ к интерпретациям картин, вспомогательным текстам и планам уроков.

Однако еще более эффективным, чем просмотр изображений, может быть процесс рисования, поскольку он увеличивает время обработки информации и позволяет глубже ее осмыслить. В 2016 году кафедра психологии Университета Ватерлоо провела исследование, участникам которого было предложено несколько раз в течение 40 секунд нарисовать или написать набор простых слов (например, «яблоко», «стул», «кошка» и т. д.), после чего их попросили вспомнить как можно больше слов. Выяснилось, что люди вспоминают вдвое больше нарисованных слов, чем написанных, вне зависимости от художественных навыков.

Джейд Блу, учительница английского языка из Великобритании, считает, что рисование на занятиях – это увлекательный и эффективный способ изучать язык. Ученики Джейд сопровождают новые слова и грамматические правила рисунками, иллюстрируют тексты, которые они читают или слушают, составляют схемы и карты. Такой подход позволяет ученикам лучше усвоить материал и делает обучение более персонализированным, увлекательным и запоминающимся.


Рисунки учеников Джейд. Слева – иллюстрация слова «посторонний», справа – выражения «сыт по горло».

Однако не только изучение искусства и рисование могут помочь в освоении материала. Учитель физики Харджобан Горая, которого все называют Джо, считает, что для изучения его предмета хорошо подходит музыка. Чтобы модернизировать процесс обучения и найти контакт с детьми и подростками, педагог выбрал жанр рэп. Совместно с Don’t Flop, крупнейшей рэп-лигой в Великобритании, Джо разработал семинар для школьников, включающий рекомендации, как учить и повторять материал с помощью рэпа. Ученикам семинар понравился и, более того, пригодился при подготовке к экзаменам. Что касается Джо, он до сих пор использует эти наработки. «В физике много формул, которые необходимо помнить наизусть, поэтому я придумал рифмы, которые помогли бы их выучить. Не все эти рифмы хороши: некоторые из них просто ужасны, зато они точно врежутся в память».

Эмили Оуэн, учитель начальной школы в Великобритании, тоже успешно применяет этот подход. На ее уроках дети легко запоминают дни недели, месяцы и времена года через песни. Часто она предлагает ученикам самим сочинить песню на изучаемую тему, и семилетние дети отлично с этим справляются: Эмили поделилась, что ее ученики сочиняют рэп про Тюдоров и поют песни про континенты и моря. «Мне нравится то, что я даю детям, – поделилась Эмили. – Особенно такой метод эффективен для детей, у которых трудности с обучением».

Джеймса Бранча, еще одного учителя начальных классов в британской школе, часто можно найти с учениками в спортивном зале со множеством тренажеров. Однако это не урок физкультуры, а урок естествознания. Оборудование здесь нужно, чтобы наглядно показать, как работает электрическая цепь: стена – это батарея, гимнастический конь – конденсатор, а скамейки, расставленные зигзагом, – переключатели. «Понять устройство электрической цепи достаточно сложно, как и большинство научных явлений, но на уроке с оборудованием в зале дети могут увидеть, как это происходит, и потрогать предметы. Это помогает перенести теоретические знания в жизнь».


Бранч старается применять различные методы обучения, чтобы ученики усвоили даже самый сложный материал. Учитель признается, что один из его любимых уроков был, когда он с учениками отправился в лес, чтобы узнать, что такое свет и преломление. «Мы поставили зеркала под различными углами на ветвях деревьев и вживую увидели что-то невероятное. Было радостно видеть, что это полностью увлекло детей».

Успешность применения межпредметного подхода в обучении подтверждают не только многочисленные примеры учителей, но и результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) 2015 года. По данным PISA, междисциплинарная активность улучшает навыки логического мышления школьников, что подтверждается успешными показателями учеников из Китая и Республики Кореи. Такая деятельность помогает обучающимся взглянуть на изучение материала под другим углом, понять, что одни и те же навыки применимы к различным сферам, и осознать, что в мире все взаимосвязано.

Сейчас, когда междисциплинарное обучение получает все большее распространение и метапредметные навыки включены в федеральные стандарты образования, этому подходу действительно имеет смысл уделить больше внимания. Как отметил французский социолог и философ Эдгар Морен, «интеграция знаний из разных сфер и внедрение междисциплинарного подхода объясняются необходимостью понимания сложности и многогранности мира».