Развенчиваем мифы об обучении: часть 2. 

В чем заблуждаются учителя?

15 апреля 2021 г.

Неэффективные тактики обучения могут выбирать не только ученики, но и учителя. Учитывая обилие методик преподавания и рекомендаций, легко можно принять частое заблуждение за работающий метод. Развеем 5 распространенных мифов.

  •  «Формирование творческого мышления – основа обучения»

Одно из самых частых требований к учителям в последние годы – развивать у обучающихся творческое мышление. В США этому поспособствовали, в частности, призывы сэра Кена Робинсона, автора книг и консультанта по вопросам развития образования, утверждавшего, что школы подрывают творческое начало в детях.

Однако развитие творческих способностей учеников в школе не должно противоречить главной функции образовательного процесса – формированию базы знаний. Доказано, что без такой сформированной базы обучающиеся вряд ли смогут мыслить творчески. Исследователи Роберт Штернберг и Елена Григоренко объясняют: «Учителя должны отказаться от четкого деления на «обучение мышлению» и «обучение фактам». Мышление всегда требует базы знаний».

  • «Инновации – это всегда современные технологии»

С развитием цифровых технологий все больше учителей обращают внимание на новейшие инструменты и способы организации занятий, поскольку даже в требованиях к современному уроку указано применение ИКТ. Периодически даже можно услышать прогнозы, что в будущем компьютеры полностью заменят учителей.

Однако новизна и эффективность образовательных методик не всегда завязана на технологиях. Учитель и автор книг об образовании Джон Спенсер утверждает: «Акцент на технологиях не учитывает человеческую и социальную природу обучения». По мнению Спенсера, бóльшая часть технологий, используемых на занятиях, устареет уже через десять лет. Сам он признается, что использует интерактивную доску в основном как проектор и не видит разницы между ведением записей в блокноте и ноутбуке. Спенсер подталкивает нас к размышлению: есть ли смысл использовать 3D-принтер в классе, если всё, чем занимаются дети, – это печатают модели по уже готовым шаблонам? «Хотя эти инструменты обладают огромным потенциалом, они ничего не значат, если не ведут к более качественному получению знаний и формированию навыков», – обращает наше внимание эксперт. Таким образом, учителям нужно следить как за развитием образовательных технологий, так и за инновациями в области педагогики: доказавшими свою эффективность методиками, новыми исследованиями и разработками.

  • «Не стоит часто давать тесты»

Проверочные и контрольные работы обычно проводятся по завершении темы или модуля и, как правило, оцениваются большим количеством баллов. Проходной балл в большинстве случаев также высокий. Все это создает стрессовую ситуацию для обучающихся и может отрицательно сказаться на результатах.

Нейробиологи рассматривают тестирование в первую очередь как возможность для обучающихся закрепить полученные знания. Чем ниже проходной балл и чем меньше баллов в целом в контрольной, тем более спокойно и расслабленно ученики относятся к тестированию, особенно если оно проводится на регулярной основе. Доказано, что такие частые проверочные работы с небольшим количеством баллов положительно влияют на запоминание информации.

  • «Урок должен длиться 10–15 минут»

Довольно часто высказывается мнение, что обучающимся сложно сохранять концентрацию на протяжении стандартного урока (45 минут), поэтому поступает предложение сократить уроки (например, до 10–15 минут), чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным. Однако такие предложения не имеют никаких научных обоснований, и ни одно серьезное исследование не подтвердило данную гипотезу. Американские исследователи во главе с Дианой Банс, учителем Военно-морской академии США, оценивали внимание учеников на уроках химии и пришли к выводу, что фазы внимания и невнимания у обучающихся постоянно сменяют друг друга на протяжении всего занятия.

В Великобритании исследователи Джон Стюарт и Р. Дж. Резерфорд наблюдали за студентами медицинского университета во время лекций. Согласно их замерам, внимание обучающихся быстро возрастало в течение первых 10–20 минут, а затем медленно и неуклонно снижалось вплоть до конца 50-минутной лекции, однако это снижение было медленным и никогда не опускалось ниже уровня внимания в первые несколько минут лекции. При этом уровень внимания в конце занятия был значительно выше у тех студентов, чье занятие вел опытный преподаватель. Таким образом, различия в уровне внимания в большей степени связаны не с длительностью обучения, а со стилем преподавания педагога, в том числе с тем, способен ли он заинтересовать и замотивировать учеников.

  • «С возрастом становится сложнее учиться»

Принято считать, что с возрастом изучать что-то новое становится сложнее, но, по словам нейробиологов, мозг продолжает формировать новые нейронные связи даже в зрелом возрасте. Такая способность называется пластичностью мозга. Кроме того, установлено, что мозг старшего возраста справляется со сложными задачами и синтезом информации даже лучше, чем в молодом возрасте. С возрастом также наблюдается бó‎льшая разветвленность дендритов и укрепление связей между удаленными областями мозга, что позволяет лучше определять взаимосвязи между различной информацией, фиксировать общую картину и понимать глобальные последствия конкретных проблем.

Наибольшую обеспокоенность вызывают память и управляющие функции мозга пожилых людей. Однако продолжительные исследования указывают на то, что когнитивные способности мозга старшего возраста стабильны и иногда даже превосходят способности мозга в молодом возрасте. «Старение населения – вовсе не кризис, как об этом часто пишут в средствах массовой информации и даже в научных публикациях, – говорит Ричард Джонсон, экономист и старший научный сотрудник Института урбанистики (США). – Современные пожилые люди здоровее, образованнее и продуктивнее, чем когда-либо».

Таким образом, никогда не поздно учиться новому и развивать уже имеющиеся знания и навыки. Более того, развивать стремление к обучению вне зависимости от возраста следует не только в себе, но и у подрастающего поколения. Как часто дети слышат от взрослых, что, если они не начали заниматься чем-то с определенного возраста, например музыкой или иностранными языками, им будет намного сложнее или практически невозможно преуспеть в этом деле? Подобное мышление может нанести существенный вред формирующейся личности, не позволяя развиться талантам и закладывая убеждение в том, что с возрастом способности к освоению новых навыков снижаются.