Жизнь в мире проектов: для чего в школах применяют проектную методику

Мы живем в мире, где прогресс достигается за счет успешной реализации различных проектов. Наука, экономика, бизнес, политика, культура, быт – с проектами человек сталкивается постоянно. Успех в карьере во многих сферах занятости зависит от выполнения серии проектов. Современная школа призвана подготовить учеников для достижения успехов в жизни, в этом самом мире проектов. В связи с этим многие специалисты в сфере образования отмечают незаменимость проектной работы как формы обучения. Тема проектного обучения особенно актуальна для нашей страны, поскольку ему уделяется особое внимание в обучении и воспитании: большая работа по расширению возможностей раскрытия талантов у детей ведется в рамках нацпроекта «Образование». Проекты вдыхают в учебу жизнь, помогают глубже погрузиться в изучаемую тему, применить на практике имеющиеся знания и навыки и научиться чему-то новому.

Американский писатель и журналист Даниель Пинк, автор популярной книги «Драйв», утверждает, что внутренняя мотивация стоит на трех китах – автономность, желание овладеть новым знанием или навыком, цель. Все это воплощает в себе проектная работа. Данная форма обучения связывает учеников с миром за пределами школы, давая понять, какие задачи каждый день решают на работе взрослые, помогает развить навыки решения задач и работы в команде.

Итак, из чего же состоит хороший проект? Можно выделить следующие черты:

  • Ведущая роль учеников. В отличие от обычных заданий в классе, которые задает учитель, в проектах первую скрипку играют ученики. Они планируют работу, принимают решения, генерируют идеи, берут на себя инициативу и ответственность.
  • Вопрос, побуждающий задуматься. Сердце хорошего проекта – вопрос, о котором ученикам будет интересно поразмышлять, обсудить его и предложить свои идеи. Например, как бы выглядела школа вашей мечты? Что бы вы включили в туристический путеводитель по вашему городу? Что бы вы делали, отправляясь в путешествие на год?
  • Сбор данных. Многие проекты базируются на том, что ученикам необходимо провести определенное исследование, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. Для этого можно взять интервью, найти информацию в сети, составить опросник и т. д.
  • Использование навыков XXI века: критическое мышление, коммуникация, креативность, лидерство.
  • Итоговый продукт. Один из самых важных компонентов проектной работы – вещественный результат. Это может быть мини-выставка, постер, книга, брошюра, аудио- или видеоматериал, сценка, презентация, песня, стихотворение, блог и т. д.
  • Связь с учебным материалом. Проект может быть способом закрепить знания после изучения темы или даже возможностью объединить несколько предметов.

Одним из интересных школьных проектов, представленных на международном конкурсе в Джакарте в 2019 году, стала умная теплица Green Box. Теплица – результат проектной работы учеников 7 класса Бауманской инженерной школы № 1850. Green Box представляет собой металлический ящик с тремя полками, на которые помещают рассаду. Мини-компьютеру, вмонтированному в теплицу, задают программу в зависимости от того, какое растение находится внутри. Нагреватели, вентиляторы и распылители создают в теплице микроклимат, наиболее подходящий для конкретного растения. Поддерживать микроклимат помогают специальные датчики. На конкурсе проектов в Джакарте ребята из школы № 1850 заняли третье место.


Творчески подошли к проблемам безопасности на дорогах школьники из Тюмени. В городе имеется более 60 километров велодорожек и неоднократно происходили случаи наезда велосипедистов на пешеходов, поэтому ребята решили помочь обезопасить дорожное движение. В итоге команды школьников из местного технопарка «Кванториум» придумали «лежачего полицейского» для велосипедов «СлипКОП» на основе неньютоновской жидкости (смеси картофельного крахмала и воды, помещенной в вакуум). Вязкость неньютоновской жидкости зависит от скорости врезающегося в нее тела, поэтому, если велосипед едет медленно, он легко преодолеет «лежачего полицейского», а если несется на полной скорости – увязнет. Вдохновляющий проект на английском языке на уровне всей школы выполнили ученики Международной школы «Такур» в Мумбаи (Индия). Они создали гид по городу «Добро пожаловать в мой родной Мумбаи». Для того чтобы каждый мог внести вклад в общее дело, обязанности поделили следующим образом:

  • Шестиклассники работали в мини-группах. Каждая группа выбрала рецепт популярной уличной еды и приготовила это блюдо в школьной столовой. Затем блюдо представили всему классу. После этого ученики из каждой группы описали блюдо для путеводителя и предложили места, где его можно попробовать. Также для учеников организовали просмотр фильма «Ночь в музее» для того, чтобы помочь детям описать самые известные музеи города.

  • Семиклассники отвечали за информацию о размещении в городе. В их задачи входило собрать брошюры из различных отелей в центре города, на окраинах и в районе аэропорта, изучить материал и обобщить своими словами для путеводителя.
    В ходе работы над проектом ученики занимались изучением грамматики. Одним из заданий было описать отель одним предложением, используя различные правила употребления настоящего времени.
  • Восьмиклассников разделили на три группы, которые собирали информацию о местной кухне, фестивалях и исторических местах в городе. Полученные данные школьники должны были изложить своими словами.
    Ученики анализировали поэму «Мумбаи», чтобы лучше понять город, в котором живут, и отвечали на вопросы по поэме. Во время выполнения задания отрабатывались навыки чтения, аудирования и письма.
  • Девятиклассники работали в парах и изучали такие темы, как транспорт, культура, язык, безопасность в городе, интересные факты, деньги и денежные операции, погода, пригороды, книги и т. д.
    Выполняя проект, школьники изучали эссе о родном городе. Они отрабатывали навыки чтения, анализировали лексику и практиковали навыки письменной речи, составляя обзоры, диалоги и записи в стиле личного дневника.

Все обучающиеся с 6 по 9 класс изучали и отрабатывали употребление модальных глаголов при написании рекомендаций для туристов. Собранную и обработанную информацию разместили на иллюстрированных листах и устроили выставку «Добро пожаловать в мой родной Мумбаи». Затем листы отсканировали и объединили в презентацию, которая находится в открытом доступе.


Один из слайдов раздела презентации, посвященного местным праздникам


Учительница Тесса ван Задельхоф из Эйндховена (Нидерланды) креативно подошла к обучению третьеклассников географии. Она помогла ученикам организовать туристическое агентство «Медвежонок», через которое ученики могли спланировать путешествие для друзей и родственников и рассчитать его стоимость. На примере работы агентства школьники изучали географию и различные страны Европы, учились работать с электронными таблицами Excel для расчета стоимости путешествия, составляли разговорники, а также записывали видео с советами для туристов. Работая в группах по три человека, дети выводили панорамную карту города на интерактивную доску. Один ученик из группы занимался навигацией по карте, второй рассказывал о различных объектах на маршруте и давал советы туристам, в то время как третий отвечал за съемку. У агентства даже появился свой аккаунт в «Твиттере» (на данный момент удален) и блог, где школьники делились полезными советами для путешествий.


Учитель информатики Крис Хокерт из начальной школы Клифтон Хиллс (Чаттануга, Теннесси, США) создал школьный проект «Книги без границ». Ученики Криса придумывают истории и оформляют их в виде книжек, которые затем направляются детям, находящимся в лагерях беженцев. Проект фокусируется на развитии у детей социально-эмоциональных навыков, таких как сопереживание и осознание разнообразия мира. Дети учатся понимать, как нелегко живется в лагере для беженцев, насколько важны книги и школьные принадлежности для того, чтобы открыть ребенку мир. 75 посылок с самодельными книгами уже были направлены в Нигерию, Бразилию, Уганду, Вьетнам и Марокко.

Отводится ли в проектной работе какая-либо роль учителю? Безусловно. Во-первых, учитель консультирует. К примеру, если ученики не знают, с чего начать, учитель может задать наводящие вопросы:

  • Чего вы хотите достичь в результате выполнения проекта?
  • Какая информация вам нужна и где ее можно найти?
  • Как вы будете представлять проект, кто будет отвечать за каждую часть работы?
  • Какие материалы вам потребуются и сколько времени займет работа?

Во-вторых, учитель мотивирует, наблюдает и осуществляет фасилитацию. Поскольку все дети разные и по-разному взаимодействуют друг с другом, учителю иногда приходится подталкивать учеников в нужном направлении: помочь им быть более вовлеченным в общую работу, проконтролировать сроки и объемы работы. В-третьих, учитель отвечает за признание достижений учеников. Необходимо выделить время не только на презентацию проектов, но и на их оценку. Если предполагается, что проект будут оценивать одноклассники, нужно запастись материалами, например табличками с оценками.

Эффективность проектной работы как формы обучения подкрепляется результатами исследований. Масштабное исследование провели в Мичигане (США) при поддержке местного Департамента образования в 2018/2019 учебном году. Исследование длилось в течение учебного года, в нем приняли участие ученики третьих классов из 46 школ: 23 школы вошли в контрольную группу и обучались по обычной программе, в то время как в других 23 школах применялась проектная методика. По результатам исследования отмечен прогресс в академической успеваемости (в среднем на 8%) и развитии социально-эмоциональных навыков у учеников в школах, где применялось проектное обучение.

Есть ли у проектного обучения подводные камни? Разберемся:

  1. Многие учителя не привыкли выступать в роли фасилитатора в процессе обучения и испытывают сложности, отступая от привычной роли в классе.
  2. Если проект является межпредметным, на учителей ложится дополнительная обязанность организовать взаимодействие с другими педагогами и составить тщательный план для того, чтобы проект работал. Также учителя могут столкнуться с тем, что им самим необходимо углубиться в другой предмет, чтобы компетентно контролировать выполнение проекта.
  3. Для некоторых проектов необходимо продумать специальную систему оценки, что также требует времени и усилий со стороны педагога.

В России культура и овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В общих положениях ФГОС указано, что, помимо прочих, Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Проектная деятельность охватывает все ступени школьного обучения. ФГОС среднего общего образования регулирует выполнение старшеклассниками обязательного индивидуального проекта в течение 1–2 лет. Министерство просвещения проводит масштабную системную инфраструктурную работу, создаются детские технопарки «Кванториум» и «Точки роста», школьные пространства оснащаются для изучения информатики, ОБЖ, предметной области «Технология». Все это дает почву для школьных проектов и разработок, которые обучающиеся впоследствии могут представить не только на уровне своей школы. Ежегодно для школьников и педагогов проводятся всероссийские конкурсы проектно-исследовательских работ. Достойно представляют страну российские школьники и в международных конкурсах.

Проектная работа включает в себя то, что так ценится в образовании: мотивация, вовлеченность, практический опыт. Это способ воспитать личность, которая захочет и будет учиться на протяжении всей жизни. Это плацдарм для подготовки ребенка к реальной жизни, где будет сосредоточена немалая часть его обучения.