Руководители региональных органов управления образованием, методических активов, ректоры образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования обсудили вопрос готовности методических служб к сопровождению приоритетных направлений и проектов в новом учебном году. Профессиональное общение и обмен опытом прошли в рамках семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 30 августа.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева обозначила основные задачи, которые стоят перед системой образования в новом учебном году: начало работы по обновленным ФГОС начального и основного общего образования; завершение запланированного обновления школьной инфраструктуры; открытие новых школьных зданий, в том числе после капитального ремонта; эффективное использование цифровой образовательной среды; сопровождение школьных управленческих команд; работа со школами с низкими образовательными результатами. В фокусе внимания также будут оставаться воспитательные и просветительские проекты, отдельная роль отводится проекту «Разговоры о важном». Цель у всех этих начинаний одна – обеспечить каждого школьника, независимо от места его жительства, равными по доступности условиями качественного общего и дополнительного образования. Решать задачи, стоящие перед системой, предстоит учителю, и его качественная работа – ключевое условие для достижения целей, стоящих перед системой образования в рамках национального проекта «Образование».
В прошлом году проведена диагностика профессионального уровня учительства. Исследование функциональной грамотности, профессиональных компетенций, анализ итоговой аттестации учеников продемонстрировали положительные результаты. Вместе с тем выделены и систематизированы профессиональные дефициты, компенсировать которые предстоит обновленной методической службе. Большая ответственность в этой работе возлагается на созданный как структурное подразделение Академии Минпросвещения России Федеральный методический центр, который является единой точкой входа для всех региональных методических служб страны.
Основная деятельность обновленных региональных методических служб связана с работой с учителями, которых в стране насчитывается более одного миллиона. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог, независимо от стажа, имел четкое представление об изменениях и задачах, которые стоят перед системой образования, и в случае необходимости получал всю возможную помощь и профессиональную поддержку от методистов и методических служб.
«Следующий год – Год педагога и наставника. Давайте создадим для наших учителей все возможные условия, чтобы они могли чувствовать себя в профессии уверенно и понимали, что эта профессия интересная, развивающаяся, перспективная», – подчеркнула в завершение своего выступления Татьяна Васильева.
Предваряя блок выступлений представителей регионов, и.о. ректора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин отметил: «Методическое сопровождение деятельности учителя можно рассматривать как стратегическую задачу, образовательный вызов для нас. Реализация нацпроекта «Образование», внедрение обновленного ФГОС требуют от учителя постоянной работы над собой, постоянного совершенствования. И необходимость профессионального роста должна действительно ощущаться каждым российским педагогом».
О результатах своей работы на семинаре рассказали представители Хабаровского края, Омской области, Татарстана, Орловской и Калининградской областей. Опытом методической работы и сопровождения обновленных ФГОС, включая вопросы функциональной грамотности, поделился Евгений Гузман, ректор Хабаровского краевого института развития образования.
Татьяна Дернова, заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр образования Омской области, рассказала о роли региональных методических служб в работе со школами, демонстрирующими низкие образовательные результаты.
Начальник отдела развития дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Роза Шаяхметова представила опыт методического сопровождения внеурочных занятий «Разговоры о важном». В частности, она отметила значимость подготовленного пакета материалов, размещенных на портале «Единое содержание образования», на сайте Академии Минпросвещения России и в телеграм-канале «Разговоры о важном».
Ирина Патронова, директор Института развития образования Орловской области, рассказала о реализации и методическом сопровождении проекта «Школа Минпросвещения России», нацеленного на развитие каждого педагога и каждой школы в регионе.
Опыт Калининградской области в сфере организации работы методической службы при внедрении в образовательную практику цифровых образовательных ресурсов и сервисов представила проректор по научно-методической работе Калининградского областного института развития образования Валерия Вейдт.
В завершение блока выступлений региональных представителей руководитель Федерального методического центра Ирина Тараданова рассказала о текущей деятельности на основе комплексного подхода к повышению квалификации, результатах и возможностях, которые доступны всем региональным методическим службам.
Полная видеоверсия семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» доступна по ссылке.