Взлети выше солнца: о летнем детском отдыхе в России и в мире

Наступили долгожданные каникулы, и многие ребята уже отправились или собираются в летние лагеря. Об истории детского летнего отдыха в России и за рубежом и о том, что из себя представляют современные летние лагеря, расскажем сегодня.

Летние детские рекреационные учреждения в нашей стране появились задолго до возникновения такого понятия, как «пионерский лагерь». Свое начало они берут в Дании. Именно там в 1847 году местный филантроп при содействии неравнодушных граждан помог организовать для бедных детей отдых в деревне на берегу моря. Через четверть века, в 1872 году, великая княгиня Екатерина Михайловна, внучка императора Павла I, устроила в Ораниенбауме под Петербургом первую в Российской империи лечебную колонию «Приют для выздоравливающих детей». В ходу в то время было именно слово «колония», а отдыхающих, соответственно, называли «колонистами». Первая педагогическая колония появилась в 1876 году в Швейцарии, где пастор Вальтер Бион организовал трехнедельную поездку в сельскую местность для 70 детей. Впоследствии, в 1880–1890-е годы, летние детские колонии стали появляться по всей Европе: во Франции, Италии, Германии, Бельгии. Очень активно шло развитие летнего отдыха для детей и в нашей стране. К 1908 году по количеству детских педагогических и оздоровительных колоний Россия опережала любую страну Европы. На I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в 1913 году была закреплена государственная поддержка детских летних колоний и санаториев. За год до этого на Всероссийском съезде детских врачей приняли резолюцию о создании лесных школ для ослабленных детей. Помимо государственных, существовали частные колонии и те, что принадлежали благотворительным организациям и церковным школам. Детское движение поддерживал император, образовательные и военные учреждения. Развивались детские клубы, религиозные детские организации, ученические кружки и кооперативы, внешкольные организации. Создавались оздоровительные санатории для детей, больных туберкулезом. С подачи императора Николая II в России зародилось скаутское движение, и в 1915 году открылся первый лагерь скаутов. Основными задачами движение ставило физическую подготовку молодежи и воспитание ответственности и патриотизма.

Непременным условием существования детской колонии была ее связь со школой, так как колонии решали не только медицинские, но и социальные и образовательные задачи. В первую очередь в летнюю колонию отбирались самые ослабленные дети, остальные места могли занять лучшие по успеваемости ученики.

В колониях проводили оздоровительные процедуры: ванны, бани, купание в реке, спортивные занятия. Тщательно следили за питанием детей. Но не меньшую по важности роль играли и практические образовательные занятия. В задачу колоний входило не только поправить здоровье детей и позаботиться об их благополучии, но и научить молодежь необходимым во взрослой жизни навыкам и умениям, помочь стать ответственными и трудолюбивыми людьми. Вместе с воспитателями и местными жителями колонисты учились работать в поле и обращаться с сельскохозяйственными орудиями. Большое внимание уделяли культурному досугу и расширению кругозора детей. Они выезжали на экскурсии в близлежащие города, осматривали достопримечательности, участвовали в местных праздниках. Позже опыт деятельности летних педагогических колоний будет использоваться в советской системе пионерских лагерей.

После революции деятельность летних рекреационных учреждений была на некоторое время прекращена, чтобы возобновиться в начале 1920-х годов в новом виде. В 1922 году была создана пионерская организация, и вскоре стали появляться первые пионерские лагеря. Лагеря создавались профсоюзными, комсомольскими и хозяйственными организациями, колхозами и совхозами, органами народного образования и здравоохранения, комитетами по физической культуре и спорту. Пионерские лагеря подразделялись на городские и загородные, санаторные и оздоровительные, спортивные, военно-спортивные, профильные, лагеря труда и отдыха. В 1980-е годы на территории СССР существовало около 40 000 пионерских лагерей. Настоящими легендами стали всесоюзные лагеря «Артек», «Орленок» и «Океан», куда мечтал попасть каждый советский школьник и которые существуют и поныне. Пионерские лагеря решали все те же задачи: организовать для детей увлекательный активный отдых, в который входили походы, купания в реке или в море, игры, конкурсы, спортивные соревнования, костюмированные представления и т.д., а также укрепить здоровье ребенка, воспитать любовь и уважение к труду, повысить общественную активность.

Сегодня в России открыты сотни государственных и коммерческих лагерей на любой вкус в зависимости от потребностей и интересов ребенка. И хотя задачи лагеря остались неизменными: активный физический и интеллектуальный досуг, правильное питание, развитие необходимых в жизни навыков, воспитание разносторонней и здоровой личности, подход к организации детского отдыха в современной России в корне переосмыслен. Приведем лишь несколько примеров.

По инициативе Президента В.В. Путина в 2014 году на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи образовательным фондом «Талант и успех» создан образовательный центр «Сириус». Цель работы «Сириуса» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей. Программы «Сириуса» реализуются при поддержке Министерства просвещения, Министерства спорта и Министерства культуры РФ.

Елена Владимировна Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех» и центра «Сириус», отвечая на вопрос о том, как воспитать активных, профессиональных, ответственных и справедливых граждан, сказала следующее:

«Просто: выявить на ранней стадии и развить таланты в каждом. Формировать внутренние предпочтения, вдохновлять и вместе мечтать, это воспитывает в ребенке, да и в любом человеке, серьезную внутреннюю мотивацию для реализации собственных целей в общем для России поле приоритетных задач. И эта система, именно система, создается, отрабатывается в «Сириусе». Для детского и подросткового уровня модели уже готовы, они начали внедряться в рамках создания региональных центров развития талантов. Мне кажется, что создание и распространение по всей стране новой образовательной модели, новой образовательной культуры – отношения к школьникам и педагогам, причем не на уровне просто идей, а на уровне отработанных, доказавших свою эффективность методик, и является главным результатом создания и развития «Сириуса».

Отметим, что в рамках нацпроекта «Образование» из федерального бюджета РФ ведется субсидирование средств на создание региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В 2018 году принят проект федерального масштаба «Успех каждого ребенка», в соответствии с которым предполагается создание к 2024 году региональных центров в 85 субъектах РФ.

Всем известный «Артек», находящийся в ведении Министерства просвещения РФ, является не просто комплексом для летнего отдыха детей, но в полной мере образовательным учреждением. С сентября по май в школе «Артека» продолжают образование ребята, проживающие в Крыму (постоянный контингент), и те, кто приезжает для участия в образовательной программе МДЦ «Артек» (сменный контингент). Школа, построенная в 2004 году, рассчитана на одновременное обучение 1200 человек в 63 аудиториях, однако обучение выходит и за пределы классных комнат: образовательным пространством становятся парки, музеи, дворцы, исторические места «Артека» и Крыма. Выпускники школы имеют возможность поступить в вузы Крыма и других регионов России, а также за рубеж.

Центр работает круглый год, пребывание в нем для детей бесплатно. Программа рассчитана на 24 дня, и, помимо занятий по специальности, проводимых ведущими педагогами и выдающимися деятелями искусства, детей ждет увлекательный досуг: мастер-классы, творческие встречи, комплекс оздоровительных процедур. В учебные месяцы дети продолжают общеобразовательные занятия.


Каждый ребенок, приезжающий в «Артек», может получить дополнительное образование из широчайшего спектра общеобразовательных и общеразвивающих программ. В структуре «Артека» и при поддержке партнеров работают студии и профильные отряды, для каждого ребенка совместно с педагогом создается образовательный маршрут в стенах «Артека» и за его пределами. Для детей, вожатых и обучающихся школы МДЦ «Артек» работает система библиотек и музейно-образовательный комплекс.

Программы всероссийского детского центра «Орленок», также подведомственного Министерству просвещения РФ, рассчитаны на круглогодичный детский отдых. 13 трехнедельных смен предлагают как дополнительные общеразвивающие программы (например, «Культурный код России», «Юные экологи России», «Гагаринские старты» и т.д.), так и тематические программы (например, «Познание мира будущего через науку настоящего», «Всероссийский фестиваль патриотической песни», «Мир моих возможностей» и т.д.). Многие программы реализуются совместно с ведущими научными структурами РФ. Например, единственная в стране тематическая смена, посвященная практическим подводным исследованиям, прошла в «Орленке» в июне 2021 при поддержке Центра подводных исследований Русского географического общества. Для ребят, приезжающих в «Орленок» с сентября по май, работает школа. Отдыхающие могут посетить музейно-выставочный комплекс «Орленка» и отправиться на экскурсию в Дом авиации и космонавтики. Астрономическая обсерватория, оснащенная самым современным оборудованием, является уникальной образовательной площадкой.

Если говорить о летнем отдыхе в привычном понимании, большой популярностью по-прежнему пользуются туристско-спортивные лагеря, расположенные в разных регионах России. Программы таких лагерей обычно включают в себя командно-спортивные и интеллектуальные игры, уроки спортивного туризма, викторины, походы с ночевкой и без, купание в море или в речке, водные виды спорта, квесты, выездные экскурсии, дискотеки и многое другое. В некоторых лагерях для детей предусмотрены курсы личностного роста, проектной деятельности, командной работы. Сюда же можно отнести и конные лагеря, предлагающие, помимо прочего, уход за лошадьми и другими домашними животными.


Нестандартный подход к летнему досугу можно встретить в творческих лагерях. В некоторых детям предлагают окунуться в атмосферу ролевой игры, развивающей воображение ребенка, навыки общения и творческие навыки. Ребята участвуют в играх со сверстниками, учатся общению и командной работе, проходят мастер-классы и квесты, решают головоломки. Творческие лагеря рассчитаны на детей с разным темпераментом и интересами. Можно обучаться фехтованию или выстраивать торговые отношения с партнерами по игре, постигать азы политики, попробовать себя в качестве ремесленника. Для воображения нет преград!


Модным направлением является работа с видео. В России существует несколько летних лагерей, где детей учат азам кинематографии, от написания сценария до съемки короткометражного фильма. Есть даже лагерь для будущих телеведущих и блогеров. В программе не только игры, но и овладение навыками съемки, интервью, монтажа видео.

Языковые лагеря направлены на изучение и практику иностранных языков. В неформальной обстановке, в атмосфере веселья и без стресса учить языки детям намного проще.

Популярны и военно-патриотические лагеря, которые основной задачей ставят воспитание гражданина, любящего родных и близких, свой народ и свою Родину, человека творческого и талантливого. Ребятам дают не только хорошую физическую и военную подготовку, но и знакомят их с природой, традициями и культурой, проводят тематические лекции и беседы, устраивают творческие вечера и конкурсы, приглашают на встречи интересных людей, демонстрируют научно-популярные, художественные и документальные фильмы. 


Ростуризм по поручению Правительства РФ проводит программу поддержки доступных поездок в детские лагеря.

Что касается летнего детского отдыха за рубежом, то, например, в США изначально существовал несколько другой подход к устройству лагеря. Первые летние лагеря появились еще в 1880-е годы и были направлены на возвращение детей к природе, организацию досуга за пределами города и спасение детей от моральной и физической деградации, которая, как считали, непременно наступит, если дети не будут выезжать на природу, вырываться из строгих рамок городской жизни. Постепенно видение изменилось, и из своеобразных убежищ от городской суеты лагеря превратились в более цивилизованные структуры со своими целями и задачами. Дети обучались навыкам выживания в лесу, изучали природу, занимались ремеслами, творчеством и спортом. Широкое распространение получило движение бой- и гёрлскаутов. В 1922 году США стали членом-основателем Всемирной организации скаутского движения.

Примером классического американского летнего лагеря можно назвать Windsor Mountain Summer Camp в штате Нью-Гэмпшир. В этом лагере на берегу озера не практикуется соревновательный подход, программа для детей 7–16 лет направлена на личностный рост, развитие у ребенка уверенности в себе и независимости. Дети занимаются живописью, спортом, музыкой, кулинарией, посещают театральный кружок и видеолабораторию, учатся работать на земле. Подобный подход к спокойному летнему досугу и развитию социально-эмоциональных навыков применяется во многих лагерях США. 

Если же дети любят более активный отдых, для них открыто большое разнообразие спортивных и тематических лагерей. Во многих штатах работают лагеря с уклоном в американский футбол, баскетбол, гольф, лакросс.

Одним из самых необычных лагерей в США можно назвать расположенный в Южной Калифорнии лагерь Pali Adventures. На выбор для детей подготовлено около 30 различных программ в зависимости от интересов ребенка: актерское мастерство, искусство профессионального грима, стендап, рок-музыка и многое другое. Популярной программой в лагере является «Голливудский каскадер», где в течение смены ребята учатся выполнять различные трюки, которые можно увидеть в кино, но которые не рекомендуется повторять дома. Все занятия проводят профессиональные каскадеры, тщательно соблюдая технику безопасности.


Если же ребенок с ранних лет думает о будущем и карьере, можно отправиться в летний лагерь BizSmart. В программе приобретение деловых навыков, решение актуальных бизнес-проблем, работа в команде и наставничество от профессионалов деловой индустрии. Окунуться в мир большого бизнеса могут дети и подростки 11–19 лет.

Достаточно востребованы лагеря с программами для похудения. По статистике, каждый пятый человек в США страдает от проблем, связанных с лишним весом. Поэтому в лагерях для похудения заботятся о том, чтобы не только помочь детям сбросить лишние килограммы, но и привить им культуру правильного питания и здорового образа жизни. Например, в летнем лагере Jump Start детей и подростков 9–18 лет погружают в атмосферу ЗОЖ. В течение смены, которая может длиться от 2 до 8 недель, дети не пользуются электронными устройствами, зато для них созданы все условия для активного отдыха: игры на свежем воздухе, аэробика, занятия водными видами спорта, катание на велосипеде. Не дают заскучать и творческие кружки, экскурсии и тренинги. Важной частью программы является тренинг лидерских качеств, помогающий детям избавиться от неуверенности в себе, связанной с лишним весом. И, конечно, в основе программы лежит сбалансированная диета и обучение ребят принципам правильного питания, планирования меню, здорового пищевого поведения.


А что в Европе? Родину первой педагогической колонии, Швейцарию, можно смело назвать центром притяжения детей со всей Европы, если не мира. Помимо массы частных школ, в Швейцарии расположено множество крупных международных летних лагерей, куда приезжают дети из разных стран. Чистый воздух, природа, возможность оторваться от привычных гаджетов и посвятить время играм и спорту, попрактиковать иностранные языки, а также познакомиться со сверстниками со всего мира делают Швейцарию популярным направлением для летнего детского отдыха.

В Европе также имеется много лагерей, ориентированных на физическую подготовку, и большой популярностью среди них пользуются лагеря при знаменитых футбольных клубах. Например, Nike Football Camp With Chelsea FC предлагает программы для мальчиков и девочек. За время смены дети могут не только развить футбольные навыки, но и подтянуть английский. В программе много физической активности, а также экскурсии на стадион «Стэмфорд Бридж», в тренировочный центр «Челси» и в близлежащие города. Подобный футбольный лагерь есть и у испанского клуба «Реал». За время пребывания в летнем лагере дети постигают премудрости футбола в духе ценностей клуба: уважение, командная работа, лидерские качества, трудолюбие и самодисциплина.


Не отстает и Азия. Крупный международный лагерь Camp Asia находится в Сингапуре и предлагает широкий выбор летних программ: физическая подготовка, творчество, изучение иностранных языков, естественных наук и математики, робототехника. 


iCamp занимается организацией летнего отдыха для учащихся международных школ Таиланда и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Деятельность лагеря сфокусирована на улучшении социальных навыков и развитии уверенности в себе через физическую и творческую активность. В летнюю программу входят творческие занятия и ремесла, танцы, иностранные языки и математика, спорт и даже цирковое искусство.


Вне зависимости от страны, летние лагеря по всему миру объединяет одно: желание подарить детям незабываемые впечатления, сделать их досуг здоровым, интересным и разнообразным, дать возможность научиться новому и завести друзей. Посещение летнего лагеря внесет разнообразие в жизнь ребенка, откроет новые возможности для творчества и самореализации, улучшит навыки социального взаимодействия.