Темой первого в новом учебном году семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», модератором которого выступил и.о. ректора Академии Максим Костенко, стали вопросы воспитания подрастающего поколения, системного выстраивания новой философии воспитания в каждой образовательной организации, а также текущие задачи, связанные с формированием личности обучающихся.
«Для нас, безусловно, важно не только сверить часы с государственной повесткой, повесткой Минпросвещения России, но и выработать конкретные шаги, в первую очередь со стороны институтов развития образования, методических сообществ, для того, чтобы все задачи воспитательной работы были максимально эффективно и с результатом реализованы в образовательных организациях», – отметил Максим Костенко.
Наталия Наумова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России, представила текущую ситуацию в области развития воспитательной среды. Сегодня в нашей стране система воспитательной деятельности и поддержки ценностных ориентиров имеет цикличный характер и не ограничивается учебным процессом и учебным годом.
«За последние три года совершен не шаг, а скачок в вопросах, связанных с формированием единой воспитательной повестки. И если ранее мы говорили о воспитательной системе, то сегодня мы переходим к следующему шагу – воспитательному пространству, где в интересах подрастающего поколения работают все государственные и общественные институты, муниципальные и региональные власти», – подчеркнула Наталия Наумова.
Директор Департамента также рассказала об обязательных мероприятиях, которые должны быть реализованы школами в ходе развития воспитательной среды, и представила ключевые проекты в сфере воспитания в 2023/2024 учебном году.
Ирина Ёлкина, начальник управления научно-организационной деятельности Института стратегии развития образования, рассказала о развитии проекта «Разговоры о важном» в 2023/2024 учебном году: тематике, основных смыслах, новых формах работы и методах проведения занятий, а также интеграции тематики в учебные предметы. Вся информация о проекте доступна в обновленном разделе «Разговоры о важном» на портале «Единое содержание общего образования».
Максим Костенко, и.о. ректора Академии Минпросвещения России, представил деятельность Академии, нацеленную на достижение технологического и мировоззренческого суверенитета нашей страны. Так, сегодня учителям, помимо верифицированных программ повышения квалификации, реализуемых Академией, доступен конкретный методический и дидактический инструмент – Библиотека цифрового образовательного контента. В Библиотеке размещено более 6,5 тыс. уроков, в том числе ориентированных на формирование смыслов и ценностей. Кроме того, Максим Костенко представил новый сервис микрокурсов, включающий микрокурс «Разговоры о важном».
Народный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии Людмила Маратовна Мардер рассказала о своем жизненном и профессиональном опыте, а также значимости личности педагога в формировании личности ребенка.
«Воспитание было, есть и будет актуальной темой в любом обществе, в любой школе. Роль семьи как первых воспитателей велика, но школа не должна смотреть на процесс воспитания со стороны. Личность педагога формирует ученика в любом возрасте: манеры, воспитание, знание предмета, уважение к личности ребенка. Ребенку будет хорошо в школе тогда, когда рядом с ним будут учителя, искренне верящие в него и искренне делающие свое дело», – подчеркнула педагог.
Видеозапись семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» доступна по ссылке.