Темой вебинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» стали вопросы развития функциональной грамотности.
В течение двух последних лет Академия ведет системную работу по развитию этого направления. Эта важная компетенция – способность использовать приобретаемые в процессе обучения или в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач – необходима не только школьникам, но и взрослым людям.
Деятельность Академии по развитию указанного направления включает: реализацию программ дополнительного профессионального образования по вопросам функциональной грамотности обучающихся; научно-методическое сопровождение педагогов и управленческих кадров; разработку учебно-методических материалов; различные тематические мероприятия; научно-исследовательские работы, проводимые педвузами.
В частности, флагманский курс 2021 года содержал модули по формированию математической, читательской, финансовой грамотности; креативному мышлению и глобальным компетенциям. Было разработано девять программ в объеме 100 часов и обучено около 49 тыс. педагогов.
Также в 2021 году очное обучение на базе Академии Минпросвещения России прошли управленческие команды из 81 субъекта РФ, заочное – специалисты ИРО, ИПК, ЦНППМ. Программа обучения включала вопросы введения обновленных ФГОС и требований к формированию функциональной грамотности обучающихся.
В рамках проекта «Дни Академии» очное обучение по теме функциональной грамотности прошли преподаватели общеобразовательных дисциплин в системе СПО Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Федеральный методический центр, недавно созданный в Академии Минпросвещения России, в рамках научно-методического сопровождения педагогов провел шесть тематических вебинаров для руководителей ЦНППМ, методистов, тьюторов, учителей. Дополнительно по этой же тематике было проведено 12 вебинаров в рамках проекта «Учительская Академии».
Дополнительно Академией разработаны методические рекомендации для учителей-предметников по читательской, математической и естественно-научной грамотности, которые будут использоваться в процессе курсовой подготовки и в практической деятельности педагогов.
Марафон функциональной грамотности стал центральным тематическим мероприятием 2021 года, в рамках которого обсуждались вопросы и задачи развития этого направления, проведена диагностика управленческих команд образовательных организаций. В марафоне приняли участие более 100 тыс. педагогов. Конкурсные испытания I Всероссийской профессиональной метапредметной олимпиады для учителей «Команда большой страны» также включали задания, ориентированные на проверку функциональной грамотности.
Кроме того, Академией Минпросвещения России будут использоваться научно-исследовательские работы, которые сейчас проводятся по 11 темам в 10 педагогических вузах.
В апреле этого года в 265 школах из 43 субъектов нашей страны будет проведено международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки обучающихся школ в возрасте 15 лет (Programme for International Student Assessment – PISA). В настоящее время ведется подготовка к проведению исследования: школам оказывается методическая помощь и всемерная поддержка на всех уровнях, осуществляется еженедельный мониторинг. Специалисты Академии проведут выездные консультации в 22 регионах.
Работа Академии Минпросвещения России по развитию функциональной грамотности продолжится в текущем году. Уже стартовал полноценный флагманский курс по функциональной грамотности «Школа современного учителя»; запланированы специальные курсы для управленческих кадров, диагностика управленческих команд, педагогов и методистов, еженедельные вебинары и тематические мероприятия. Кроме того, на постоянной основе на местах будет осуществляться сопровождение методистами учителей школ по вопросам функциональной грамотности.
Полную версию вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» смотрите на YouTube-канале Академии Минпросвещения России.