24–26 марта 2021 года в городе Пскове состоялся Первый Всероссийский форум учителей естественных наук. Организаторы Форума – Министерство просвещения Российской Федерации, Администрация Псковской области, ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» и ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Участниками форума стали учителя-предметники, представители науки и общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов естественно-научного цикла, руководители общеобразовательных организаций, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Цель проведения форума – создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов, способствующего популяризации достижений отечественной науки, трансляция передовых научных знаний и новых образовательных технологий в образовательный процесс.
В выступлении Исаак Иосифович отметил, что содержание школьного образования разделяют программы, учебники, методики, оборудование, а также экзамены.Школа всегда была озабочена тем, что зачастую не только учитель физики не знает, что изучают в это время ученики на химии, но автор учебника физики не знает, что будет написано в учебнике химии. К сожалению, это длится не первый год. И мне кажется, мы пришли к некой критической точке. Объем изучаемого материала обязан расти, иначе мы будем отставать. Учебное время мы бесконечно увеличивать не можем. Значит, мы должны использовать любые резервы, которые есть в школьной жизни. Смею предположить, что самым большим таким резервом является возможность учителя при изучении с учениками любой темы по своему предмету опираться на изученное ребятами в других предметах. Казалось бы, абсолютно просто, но, к сожалению, не делается.
Исаак Иосифович Калина
президент ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» на форуме 26 марта.
Мне кажется, что в голове ученика содержание школьного образования может собираться, как МКС. Чего нам не хватает? Модули у нас есть, прекрасные учителя по каждому предмету, хорошие учебники – все есть. У нас не хватает стыковочных узлов между предметами. Ни в учебнике, ни в методике, ни в оборудовании, ни в экзамене у нас нет этих стыковочных узлов. Нам нужно создать эти стыковочные узлы.
Исаак Иосифович Калина
Во второй части выступления Исаак Иосифович затронул тему Ассоциации учителей естественных наук, о создании которой было объявлено в рамках форума. Он пожелал, чтобы Ассоциация была открытой и вовлекла в свою деятельность учителей начальных классов и гуманитарных дисциплин.
Мы должны знать, как было раньше в системе образования. Мы должны знать, как делается в других странах. Но мы ни в коем случае не должны никому подражать. Если мы будем подражать и копировать, то мы никогда не будем впереди. Поэтому, может быть, одна из задач Ассоциации – придумывать новое, и тогда появится шанс быть первыми
завершил своё выступление Исаак Иосифович