III Всероссийский форум молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство», учрежденный Минпросвещения России, завершил работу в Гатчине 17 мая. На два дня столица Ленинградской области стала центром притяжения для молодых талантливых педагогов из разных регионов России. В Форуме приняли участие более 200 специалистов из 70 субъектов Российской Федерации, а также более 3 000 молодых учителей присоединились к мероприятиям дистанционно. Впервые в истории Форума в нем участвовали молодые педагоги из ЛНР и ДНР.
Среди учителей-предметников, принимавших участие в Форуме, большинство составили педагоги начальных классов, истории и обществознания, иностранных языков. Приехали на Форум и молодые педагоги-психологи, педагоги-логопеды, педагоги дополнительного образования, молодые директора и заместители директоров. Городские школы представляли 78% участников, сельские школы – 22%. Средний возраст участника составил 27 лет, средний педагогический стаж – 5 лет.
Площадки и мероприятия Форума стали отличной возможностью для молодых учителей, чтобы познакомиться с эффективными педагогическими практиками и услышать мнения ведущих экспертов по широкому кругу вопросов современного образования. Цифровизация, технологии эффективного классного руководства, патриотическое воспитание, работа с родителями, развитие функциональной грамотности школьников, наставничество педагогических работников и реализация федеральных проектов в сфере образования стали центральными темами дискуссионных площадок и мастер-классов.
Важной частью мероприятия стало общение молодых педагогов с Министром просвещения Российской Федерации Сергеем Кравцовым в формате видеоконференцсвязи. Министр подчеркнул значимость современного молодого учителя для российской системы образования и ответил на актуальные для участников Форума вопросы.
«Современный молодой педагог с первых шагов в профессии оказывается перед серьезными вызовами, – отметил Министр. – Чтобы успешно справляться с этими вызовами, молодому педагогу важно овладеть всем спектром навыков XXI века: быть функционально грамотным человеком и высококлассным специалистом в преподаваемой области. Решать задачи, связанные с повышением качества предметных знаний своих учеников, можно только тогда, когда ты сам учишься, совершенствуешься, когда твои знания системны и глубоки и выходят далеко за рамками учебного процесса, когда ты сам находишься на передовой современной науки и технологий».
В ходе прошедшего 17 мая пленарного заседания перед участниками выступили заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва.
«Педагог – это сложная профессия, это призвание. Для меня как для губернатора очень важно, чтобы система образования в Ленинградской области сочетала в себе сплав молодости и опыта. Пусть появляются споры и дискуссии между опытными и молодыми педагогами, ведь именно это является двигателем процесса реформирования образования», – подчеркнул губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
О приоритетах в сфере образования рассказала заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова. «Одна из задач – воссоздание единого образовательного пространства. Профессия педагога предполагает постоянное совершенствование и поиск новых методик преподавания, новых подходов. Если говорить об изменениях в образовании, то ключевой фигурой являетесь вы, уважаемые педагоги. Своим трудом и своей ежедневной деятельностью вы делаете мир лучше, позволяя всем детям раскрыть свои таланты и способности», – отметила она.
В основу панельной дискуссии легли тезисы, сформулированные участниками Форума в рамках программы первого дня. Говорили о приоритетах работы Минпросвещения России, об осознанности выбора профессии педагога и повышении ее престижности, о поддержке молодых педагогов в начале их профессионального пути, важных аспектах взаимодействия с родителями, патриотическом воспитании школьников, а также о цифровой трансформации образования. Участникам Форума был также представлен проект «Школа Минпросвещения России», нацеленный на создание единого образовательного пространства и гарантию равных образовательных возможностей для всех обучающихся Российской Федерации вне зависимости от места их проживания.
«Всероссийский форум молодых педагогов – это площадка, которая является эффективным подспорьем для консолидации педагогического сообщества, сильнейших представителей конкурсного движения, живого диалога с государственными институтами, а также обмена практиками и генерации новых идей и подходов для развития системы отечественного просвещения и образования», – отметил руководитель отдела реализации проектов в сфере образования АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.
Форум молодых педагогов в Гатчине – это уникальная возможность живого общения с коллегами из самых разных регионов большой страны, возможность учиться не только у более опытных педагогов и экспертов и друг у друга, но и приобрести новых друзей, напитаться яркими впечатлениями, свежими идеями и вдохновением для дальнейшей работы. Так, завершающими мероприятиями Форума стали Ярмарка педагогических идей и Вечер дружбы, где участники обменялись полезными книгами, пообщались в неформальной обстановке и обсудили впечатления.