Развитие прорывных технологий в нашей стране и подготовку к проведению Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту обсудили участники семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», который прошел 14 мая на дистанционной площадке Государственного университета просвещения (ГУП).
Обращаясь к участникам, и.о. ректора ГУП Ирина Кокоева отметила, что на текущем этапе основным ориентиром в работе является Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Указанный документ определяет одну из важнейших национальных целей развития – реализацию потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально-ответственной личности.
«Не менее важной задачей является вовлечение детей и молодежи в проекты, программы, направленные на профессиональное самоопределение. В нашей работе это значит, что школьникам и студентам должна быть предоставлена возможность участвовать в освоении самых новых, передовых технологий», – подчеркнула Ирина Кокоева.
Изучение современных технологий, в том числе искусственного интеллекта (ИИ), уже сегодня внедряется на всех уровнях образования. Тематические модули также включены в программы повышения квалификации педагогов.
Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец рассказал о том, что масштабная работа по изучению, внедрению и эффективному использованию технологий ИИ в образовании ведется уже более трех лет. Важно, что после изучения основ учителя самостоятельно находят возможности, чтобы интересно рассказывать ученикам об этой технологии. При этом искусственный интеллект все шире используют не только учителя информатики, математики или физики. Например, преподаватели гуманитарных предметов применяют ИИ для разбора и составления текстов, генерации графики, развития воображения у учеников. В целом же, по оценкам учителей, технология как дополнительный полезный инструмент позволяет привлечь внимание детей к предметам, изучение которых требует усидчивости.
По мнению руководителя Департамента, искусственный интеллект не заменит учителя: «Искусственный интеллект – это метапредметная технология, больше, чем просто программирование, физика и математика. С ее помощью учитель не просто передает детям свои знания по предмету, а может рассказать, как обучить искусственный интеллект и добиться результата».
О Всероссийской олимпиаде по искусственному интеллекту 2024 года рассказал проректор по научной работе ГУП Дмитрий Куликов. К участию в практикоориентированной олимпиаде, которая в этом году пройдет уже в четвертый раз, приглашаются школьники 8-11 классов, увлеченные изучением и применением технологий ИИ. Олимпиада нацелена на выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, повышение их познавательного интереса к ИИ, поддержку одаренных детей и содействие в выборе будущей профессии.
Ожидается, что в этом году участниками олимпиады станут более 16 тыс. школьников и более одной тысячи педагогов из всех субъектов нашей страны. Тренировочный этап олимпиады стартует 1 июля и продлится до 9 сентября.
Юрий Сапожников, руководитель группы по координации и мониторингу федерального проекта «Искусственный интеллект» Национального центра развития Искусственного интеллекта при Правительстве РФ, один из организаторов и кураторов Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту, рассказал об опыте и значимости профориентационной работы, которая проводится в рамках олимпиады. Кроме того, он сообщил о том, что в настоящее время обсуждается возможность запуска стажировок по искусственному интеллекту для школьников.
В традиционной рубрике семинара «Педагогические династии – гордость российской системы образования» Михаил Масликов, учитель информатики образовательного комплекса «Точка будущего» из Иркутска, предваряя рассказ о профессиональном пути своей династии, поделился опытом использования нейросетей в работе, а также рассказал о том, как ИИ помогает его ученикам выполнять текущие задания на уроках информатики.
Основателями педагогической династии Масликовых, стаж которой насчитывает более 150 лет, стали дедушка и бабушка Михаила. В 1969 году Иосиф Виссарионович был назначен директором, а Клавдия Константиновна – завучем средней школы в поселке Кежемский Братского района Иркутской области. Педагогике себя посвятили и родители Михаила, и оба его брата.
«Как сказали мои родители, учительство – это ген, который не только передается по наследству, но и совершенствуется с каждым новым поколением», – отметил в завершение своего выступления Михаил Масликов.
Видеозапись семинара доступна по ссылке.