В Академии Минпросвещения России обсудили значимость, красоту и сложности русского языка

Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», приуроченный к значимым датам: Дню славянской письменности и культуры и Дню русского языка, дню рождения великого русского поэта А.С. Пушкина – прошел в Академии Минпросвещения России 7 июня 2022 года и был посвящен вопросам сохранения русского языка и подготовке учителей словесности.

Русский язык – это средство общения и неотъемлемая часть культурного и духовного наследия мировой цивилизации. Русский язык является государственным языком в Белоруссии, признан официальным языком в Казахстане, Киргизии, языком межнационального общения в Таджикистане. Русский также является четвертым из наиболее переводимых в мире языков. В настоящее время на русском языке, помимо России, говорят порядка 127 млн человек за рубежом.

Павел Владимирович Кузьмин
и.о. ректора Академии Минпросвещения России

О ресурсах, доступных педагогам для развития родной речи, об особенностях использования и качествах «правильной» и «хорошей» речи, а также о существующих вызовах и решениях в сфере развития культуры речи рассказал Роман Дощинский, председатель Региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников».

Русским языком хорошо должен владеть не только учитель русского языка, но и любой учитель-предметник, ведь язык – это инструмент познания мира, мощнейший инструмент коммуникации и установления психологического контакта учителя с учениками.

Роман Дощинский

В своем выступлении ректор Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского Нина Федина рассказала о русском языке как инструменте формирования профессиональной компетентности современного выпускника любого вуза и представила опыт университета в сфере повышения грамотности студентов. Сегодня, по мнению Нины Фединой, нельзя преподавать ни один предмет без сформированной грамотности, связанной с анализом и созданием текстов. Владение русским языком на высоком уровне очень важно для учителя, независимо от того, какой предмет он преподает, ведь педагог является носителем социокультурных ценностей, передавая на русском языке опыт и знания, накопленные человечеством.

Роль учителя русского языка в современной школе представила Вита Кириченко, директор Школы № 1520 им. Капцовых, победитель конкурса «Учитель года России – 2012».

Специфика изучения русского языка заключается в том, что он одновременно является и предметом, и средством общения, без овладения которым невозможно решить задачи школьного образования. По мнению Виты Кириченко, от того, как учитель работает с языком и формирует языковую личность, зависят результаты учеников. Если в школе между учителем и учеником появляется неоднородное лексическое поле, это препятствует выполнению задач школы в целом. Поэтому формирование словарной культуры – это важнейшая задача современной школы.

Опыт регионов в сфере изучения и преподавания русского языка также представили Ирина Макарьина, ректор Вологодского института развития образования, и Диана Минец, старший преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, преподаватель русского языка и литературы Череповецкого строительного колледжа им. А.А. Лепехина.

Полная видеоверсия семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» доступна по ссылке.