Татьяна Крымова: «Внедрение новых управленческих механизмов не требует больших финансовых затрат»

Руководитель Департамента образования Орловской области Татьяна Крымова убеждена, что успешное развитие образования возможно в любом регионе. Ключевыми факторами успеха становятся новые управленческие механизмы и федеральная поддержка. О новых направлениях образовательной политики, об укреплении властной вертикали и о поддержке сельских школ она рассказала в интервью порталу Академии Минпросвещения.



‒ Татьяна Владленовна, вы возглавили Департамент образования Орловской области два года назад, а до этого работали директором московской школы. Какие были первые впечатления на новом месте?

‒ Очень позитивные. Понятно, что Орел отличается от Москвы, здесь другой ритм жизни, другая архитектура, другие расстояния. Примерно треть населения Орловской области живет в селах, где много малокомплектных школ. При этом ключевые задачи, которые ставит Министерство просвещения перед управленцами в сфере образования, одинаковы и в столице, и в любом другом регионе. Эффективность нашей работы оценивается по одним и тем же параметрам.

Мне в определенном смысле повезло: я попала в хороший коллектив, восприимчивый ко всему новому. Люди меня приняли достаточно быстро, поддержали мои инициативы.

‒ С чего начали преобразования в регионе?

‒ С селекторных совещаний. Раньше руководители муниципальных управлений образования раз в месяц съезжались на совещания в Орел, а теперь мы раз в неделю встречаемся онлайн.

Следующей новацией стала аттестация руководителей образовательных организаций. Она приживалась сложнее, но в итоге все получилось. Директора проходили аттестацию и раньше, но она представляла собой неформальное собеседование. Теперь нужно пройти компьютерное тестирование на знание законов, наличие управленческих компетенций, умение работать с финансами, с кадрами, с информацией и собеседование с аттестационной комиссией, заседания которой транслируются в прямом эфире.

Много внимания уделяем работе с кадрами: создали молодежную педагогическую школу, в этом году начали проводить конкурс резерва управленческих кадров «Лидеры образования». Внедрены практики взаимообучения, когда образовательные организации представляют свои достижения коллегам. Это возможность обобщить управленческий и педагогический опыт, получить новую информацию, пройти неформальное повышение квалификации.

Наверстываем упущенное в части цифровизации: с 1 сентября перевели все сайты школ на единую платформу, 90% образовательных организаций стали активно работать с электронным дневником и электронным журналом. Через сайты мы теперь оперативно доводим информацию до педагогов, детей и родителей, а электронный журнал дает огромные возможности для анализа и на школьном, и на региональном уровне. Пока полностью не удалось перейти на электронный документооборот, к которому я привыкла в Москве, и это вопрос на ближайшую перспективу.

‒ У Орловской области иной уровень бюджетной обеспеченности, нежели у Москвы. Это ощущается в работе?

‒ Есть два ключевых фактора, обеспечивающих динамичное развитие системы образования любого региона, достижение национальных целей, заданных в указах президента России.

Во-первых, это федеральная поддержка, в том числе финансовая, в рамках нацпроекта «Образование», которая в последнее время резко усилилась. И это не просто разрозненные мероприятия, а комплексная, продуманная работа на результат.

Во-вторых, это новые управленческие механизмы, внедрение которых не требует больших финансовых затрат.

Конечно, все мы работаем в условиях определенных ограничений и не можем, например, сразу отремонтировать все сельские школы, хотя этого очень хотелось бы. Преобразования осуществляются поэтапно, и это повсеместная практика.

‒ Какие меры федерального министерства для повышения эффективности работы на местах вы могли бы выделить? Что было сделано в последнее время?

‒ Многое было сделано в части взаимодействия Министерства просвещения с педагогами, родителями и управленцами на местах.

Начнем с того, что за прошедший год министерству удалось обеспечить открытость по отношению ко всем участникам образовательных отношений, прежде всего к детям и их родителям ‒ тем, ради кого мы работаем. Повестка министерства очень доходчиво представлена в СМИ и социальных сетях, на официальном сайте. И если раньше люди в основном считали, что национальный проект сводится к достижению каких-то высоких целей, то сегодня они видят, что это прежде всего создание условий для развития талантов конкретного ребенка.

Организовано очень плотное общение с региональными руководителями – регулярная видео-конференц-связь, собеседования с Сергеем Сергеевичем Кравцовым. Министерство ждет от нас не отчетов о проделанной работе и о выполнении поручений, а продуктивного сотрудничества. Ситуация на местах разная, есть особенности финансовые, географические и иные, отсюда внимательное отношение к каждому, понимание этих особенностей, готовность нас поддержать и выслушать нашу позицию.

Новый инструмент для обеспечения открытости, обратной связи с профессиональным сообществом – Всероссийский экспертный педагогический совет, в который вошли самые разные учителя. Региональные власти не имели никакого отношения к их отбору ‒ от Орловской области в совете представлены два человека, и об одном из них мы на момент выдвижения ничего не знали. То есть федеральный министр, каким бы недоступным он ни казался, получает информацию о ситуации на местах без всяких фильтров. В свою очередь, точно так же информацию от первого лица теперь получают учителя, вошедшие в совет, делятся ею со своими коллегами и учениками.

В конце января было принято решение о проведении всероссийских родительских собраний ежемесячно – начался новый этап во взаимодействии Министерства просвещения с родительской общественностью. Это важное направление: роль родителей в образовании постоянно растет, и иногда им непросто найти общий язык с учителями и управленцами. Каждая школа сегодня охраняется, родитель не может так просто туда зайти, но это не должно создавать у него иллюзию закрытости. И министерство дает нам установку не просто общаться с родителями, но и использовать их потенциал для повышения качества работы школ, для участия в решении вопросов функционирования школ через управляющие советы.

‒ Можно ли утверждать, что Министерство просвещения укрепляет властную вертикаль?

‒ Да, и с учетом опыта работы в Москве мне это представляется особенно важным. Федеральное министерство согласовывает кандидатуры региональных руководителей, а мы, в свою очередь, согласовываем кандидатуры руководителей муниципальных органов управления образованием и даже курирующих заместителей. Ждем от людей понимания основных направлений государственной политики, готовности меняться и проводить изменения на местах. И если муниципальный руководитель понимает, что его кандидатура теперь согласовывается и что согласование мы можем отозвать, у него появляется еще один стимул к результативной работе.

Не могу сказать, что в Орловской области мы этим инструментом активно пользуемся (пока сменили место работы два муниципальных руководителя), но перспективы у него есть. Мы планируем не просто согласовывать кандидатуры, но и при поддержке Министерства просвещения разработали для муниципальных руководителей алгоритм собеседования, который включает все ключевые вопросы функционирования системы образования.

‒ Какие еще направления государственной образовательной политики, на которых был сделан акцент в прошлом году, стоит отметить с позиции Орловской области?

‒ Конечно, это воспитательная работа. О необходимости ее возрождения в системе образования говорится уже двадцать лет, но именно сейчас принят весь комплекс необходимых мер.

Наша региональная специфика ‒ это память о Великой Отечественной войне, поисковое движение, в котором задействованы школьники и студенты, особое понимание героизма нашего народа, идущее из семьи. Это детские организации – наряду с РДШ и «Юнармией», в Орловской области действует пионерская организация. Школы ее сохранили с советских времен, и сегодня она является самой большой в России – около 26 тыс. детей. Это краеведение, связанное с творчеством великих русских писателей: Тургенева, Бунина, Лескова, Фета. Неслучайно Орел называют литературной столицей России.

Второе, о чем необходимо сказать: управление качеством образования с федерального уровня. Эту работу Сергей Сергеевич начал до прихода в министерство, и сегодня она продолжается совместными усилиями с Рособрнадзором. Проводятся независимые диагностики, целенаправленная работа со школами с низкими образовательными результатами, находящимися в сложных социальных условиях. У нас таких школ 123, среди них не только сельские, но и городские.

Рост качества образования министерство связывает прежде всего с учителем, с его педагогическим мастерством и предметными знаниями. Если учитель математики не может сдать профильный ЕГЭ на высокий балл, он и ребенка вряд ли хорошо обучит. И здесь я бы выделила еще одно направление образовательной политики, которого фактически не было год назад, ‒ повышение профессионального уровня учителей и управленцев.

Раньше это считалось исключительно региональной задачей, теперь же создается единая общероссийская система непрерывного педагогического образования. Педагогические вузы перешли в ведение Министерства просвещения, возрождена и начала активно работать федеральная Академия, с ней сотрудничают региональные институты развития образования – наш орловский институт в том числе. Таким образом, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров впервые за последние три десятилетия выстраиваются в единой логике.

‒ Орловская область – преимущественно сельский регион. Какие федеральные проекты и программы, в том числе в рамках нацпроекта «Образование», дают максимальную отдачу именно для сельских школ?

‒ «Спасательный круг» для нашего региона – проект «Земский учитель». На работу в сельскую школу мало кто готов ехать из города, а теперь благодаря серьезной материальной поддержке – 1 млн на 5 лет – появляется стимул. Если учитель приезжает в орловское село из крупного города, это хороший знак для его жителей, лишнее подтверждение, что у села есть будущее. Одновременно это популяризация профессии сельского учителя, декларация ее высокой значимости не только для детей и родителей, но и для государства.

В этом учебном году благодаря проекту «Земский учитель» в Орловской области закрыто 20 вакансий, в следующем году планируется закрыть еще 18. Мы предложили Министерству просвещения рассмотреть возможность участия в этом проекте выпускников вузов – чтобы они могли подавать заявки весной, до того, как завершат обучение, при наличии ходатайства от ректора.

По федеральным программам сельские школы получают автобусы (срок их службы – 10 лет, так что парк нужно обновлять постоянно), спортивное оборудование, в том числе для открытых площадок. Казалось бы, есть виды спорта, где не требуется дорогостоящего оснащения, но очень непросто организовать поиск и развитие талантов, скажем, будущих футболистов, если футбольное поле в сельской школе больше похоже на минное. Практически невозможно реализовать проект «Самбо в школу», если нет современной экипировки и бойцовских ковров. Все это в наших школах постепенно появляется.

И конечно, стоит отметить проект «Точки роста», новый подход к их оснащению с акцентом на естественно-научный и технический профили. Дети в селах получают возможность интегрированного изучения математики, химии, биологии, физики и информатики – ведь прорывные открытия делаются на стыке наук. Стимул к развитию получают и учителя, которые приходят работать в «Точки роста»: чтобы освоить новое оборудование и новые программы, они снова и снова повышают квалификацию. Потребность учиться появляется и у тех, кто раньше считал, что все знает и все умеет благодаря большому стажу, а теперь понимает, что должен соответствовать требованиям времени и ожиданиям своих учеников.

В селах Орловской области работает уникальный мобильный кванториум. Обычно так называют фургон или микроавтобус, который ездит по сельским школам, выгружает там учебное оборудование, после занятий загружает обратно и уезжает. А у нас мобильный Кванториум – это учебный класс с оборудованием на базе КамАЗа, напоминающий командный пункт. Когда он приезжает в село, дети имеют возможность позаниматься в высокотехнологичном пространстве, которое не в каждой городской школе удается создать.

‒ Каковы планы региональной системы образования на ближайшую перспективу?

‒ Будем двигаться вперед еще более быстрыми темпами. При довольно скромном финансировании мы успешно работаем по самым разным направлениям.

На заключительном этапе конкурса «Учитель года России – 2020», который недавно прошел в Волгограде, учитель из Орла Антон Гомозов выбрал себе девиз «Превосходя ожидания». По-моему, этот девиз во многом отражает сегодняшнюю ситуацию в региональной системе образования. И наш учитель на конкурсе, кстати, вошел в «пятнашку» ‒ впервые за последние одиннадцать лет.

Беседовал Борис Старцев