Светлана Болотникова: «Необходимо сделать так, чтобы общероссийская политика, которую проводит Министерство просвещения Российской Федерации, дошла до каждого директора и каждого учителя»

На YouTube-канале Академии Минпросвещения России в рамках проекта «Первому приготовиться» размещено видеоинтервью министра образования и науки Удмуртской Республики Светланы Болотниковой. Она, в частности, рассказывает, каких успехов добилась система образования региона за последние несколько лет и какие проблемы требуют неотложных решений. Приводим некоторые тезисы интервью.

О результатах своей работы

Светлана Михайловна Болотникова была назначена министром в 2017 году.

Одним из главных результатов своей работы за прошедшие четыре года она считает динамику региона в движении WorldSkills Russia и других чемпионатах профессий – «Абиалимпикс» и «Навыки мудрых». За этот период кардинально изменилась материально-техническая база среднего профессионального образования в регионе – оборудованы мастерские и лаборатории, а Удмуртская Республика вошла в топ-15 лучших регионов по итогам чемпионатов WorldSkills.

Кроме того, на протяжении последних лет Удмуртская Республика входит в топ-5 по результатам Всероссийской олимпиады школьников. Действует система подготовки к олимпиадам, и это не один ресурсный центр, а масштабная работа по выявлению талантливых детей, в том числе в сельской местности. Победителей и призеров олимпиады готовят не только школы Ижевска, но и сельские школы, так что сельские дети тоже достигают высокого уровня. Сейчас в правительстве республики проходит согласование законопроект об одаренных детях («О выявлении, развитии, поддержке и реализации талантов детей и молодежи в Удмуртской Республике»).

Министр также отмечает, что еще в те времена, когда на большинстве территорий исчезали ставки педагогов дополнительного образования и сама система дополнительного образования «сжималась», в Удмуртии ее удалось сохранить. И сегодня она развивается в регионе на новом витке, получив дополнительные стимулы в рамках нацпроекта «Образование». Опыт транслируется в другие регионы, действует один из первых в стране модельных центров дополнительного образования, и «сущности», создаваемые в рамках нацпроекта, объединяются в экосистему.

О привлечении педагогических кадров

Казалось бы, Удмуртская Республика не должна испытывать нехватку педагогических кадров – их готовят Глазовский государственный педагогический институт, Удмуртский государственный университет, 8 педагогических колледжей. Тем не менее не все их выпускники приходят работать в школу, а некоторые, поработав, меняют сферу деятельности. Так что проблема нехватки кадров чаще всего решается путем повышения нагрузки работающих педагогов.

Но есть и другие подходы. Важную роль играет программа «Земский учитель», благодаря которой в Удмуртию приезжают учителя из других регионов, закрывая вакансии на селе. Кроме того, для молодых педагогов установлены доплаты – в первые три года работы они получают соответственно по 40, 60 и 80 тыс. рублей в качестве единовременных выплат. Раньше такие выплаты предназначались только для сельских педагогов, а теперь еще и для городских.

2022 год объявлен в Удмуртской Республике Годом образования, и в связи с этим региональное министерство формирует новую программу по привлечению и поддержке педагогических кадров. Будут открыты 122 педагогических класса, перед главами муниципалитетов поставлена задача заключить не менее 120 договоров на целевое обучение. Сделан акцент на поддержку педагогов на муниципальном уровне – предоставление им ведомственного жилья или компенсации оплаты жилья, стимулирующие надбавки и единовременные выплаты.

С другой стороны, на республиканском уровне для молодых педагогов проводятся конкурсы и семинары, развивается наставничество. Так что, отмечает Светлана Болотникова, за счет активизации этой деятельности будет прогресс на местах.

«Я считаю, что в первую очередь эти вопросы должен отрабатывать муниципалитет на своем уровне. У нас выделяются отдельные районы, где дополнительная материальная поддержка молодым педагогам не предоставляется, но настолько четко отлажены наставничество и профориентация, чтоб даже без выделения жилья выпускники возвращаются на территорию и работают в педагогике», – добавляет министр.

О приоритетах 2021 года

Отвечая на вопрос о приоритетных целях в этом учебном году, Светлана Болотникова рассказала о создании образовательной инфраструктуры, в том числе с привлечением федеральных средств.

Речь идет в первую очередь о «сущностях» нацпроекта «Образование», о строительстве школ и детских садов. Ощущается нехватка мест в школах, в том числе в коррекционных, так как быстро увеличивается количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов. На муниципальном уровне коррекционные школы всегда финансировалось по остаточному принципу, и буквально в прошлом году, когда их «подняли» на региональный уровень, стало ясно, что медлить уже нельзя – «инфраструктура старая, мест не хватает».

Было принято решение в 2022 году приступить к строительству большой коррекционной школы с дошкольными группами, которая будет соответствовать современным требованиям. Стоимость школы составит порядка 1 млрд рублей.

Еще один приоритет, если не рассматривать вопросы качества и подготовки кадров, – выстраивание единой управленческой вертикали в образовании. «В этом году мы активно проводим собеседования с Министерством просвещения России по согласованию наших муниципальных руководителей на местах, чего раньше не было, – рассказала Светлана Болотникова, – и еще раз понимаем, осознаем, что «линейка» политики в области образования должна быть выстроена до самых низов. Все-таки муниципальные руководители образования подчиняются главам на местах, а не непосредственно региональному министерству».

По мнению министра, необходимо сделать так, чтобы общероссийская политика, которую проводит Министерство просвещения Российской Федерации, дошла до каждого директора и каждого учителя, и эта задача в 2021 году стала одной из приоритетных.

Подробнее об этом и многом другом можно узнать из видеоинтервью Светланы Болотниковой, которое провел советник Академии Минпросвещения России, в прошлом учитель, директор школы и заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Фертман.