Школа высокой культуры: как сформировать здоровый уклад в школе


Две главные задачи школы — учить и воспитывать. На воспитание детей большое влияние оказывают нормы, принятые в школе, а также отношение со стороны педагогов и школьной администрации, то есть уклад, культура школы, пронизывающая все школьные процессы. В том, что такое школьная культура и как ее развивать, разберемся сегодня.

Молодая учительница, первый год работающая в школе, столкнулась со сложностями при работе с трудным классом. Директор школы заметил это и попросил более опытную коллегу поддержать нового педагога.

После нескольких лет работы в разных школах учитель, наконец, нашел школу своей мечты, где получает поддержку со стороны администрации, где дети мотивированы на учебу, где отношения строятся на взаимном уважении. Войдя в новый коллектив с чутким и знающим руководством и коллегами-профессионалами, учитель снова почувствовал радость от своей работы.

Все это — примеры высокой культуры в школе. Портал EdGlossary определяет термин «школьная культура» как убеждения, понятия, взаимоотношения, настрой, а также писанные и неписанные правила, формирующие каждый аспект работы школы. В термин включают и конкретные понятия: физическую и эмоциональную безопасность учеников, чистоту и порядок. Соответственно, школьную культуру подразделяют на высокую и низкую (токсичную).

К высокой школьной культуре относят:

  • Признание и поощрение достижений учеников и учителей со стороны администрации школы.
  • Честные, уважительные и дружеские взаимоотношения в коллективе, следование общим целям и соответствие высоким стандартам.
  • Физическую и психологическую защищенность сотрудников и учеников.
  • Адекватную реакцию педагогов на ошибки учеников, которые воспринимаются не как неудача, а как возможность для развития.
  • Последовательное подведение учеников к достижению высоких академических результатов.
  • Равный доступ к образовательным ресурсам и возможностям. 


Однако в некоторых школах ученики и педагоги могут столкнуться с токсичной культурой. Существует множество признаков, по которым можно опознать низкий уровень культуры в школе:

  • Отсутствие общей четкой цели и открытого диалога между участниками образовательного процесса.
  • Достижения и хорошее поведение учеников мотивируются только страхом наказания.
  • Решение рабочих вопросов «в кулуарах» вместо открытой коммуникации в коллективе, когда небольшая группа «авторитетных» лиц контролирует общение и решение важных вопросов.
  • Нездоровая атмосфера: сплетни, буллинг, боязнь озвучить свое мнение, дискриминация.
  • Недостаток взаимодействия между педагогами и поддержки учителей со стороны других педагогов или школьной администрации.
  • Сегрегация в коллективе: отношения, когда коллектив делится на учителей и администрацию, на молодых педагогов и «ветеранов» или на тех, кто работает допоздна и тех, кто уходит сразу после уроков, или разделение по любому другому признаку.
  • Отсутствие признания достижений педагогов. Повышение квалификации или любое другое достижение воспринимается коллегами как угроза для собственной карьеры, предпринимаются попытки заставить человека чувствовать себя неловко из-за собственных успехов.

Поскольку дети проводят большое количество времени в школе, школа и ее культура оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Большинство детей лучше усваивают информацию в школе, чем дома, т. к. в школе дети находятся в более активном состоянии обучения, чем в другой среде. Если детям комфортно в школе, если они понимают, что могут спокойно обратиться к учителю при наличии проблемы, если их ценят и тем более привлекают к решению важных вопросов, у учеников будет развиваться уверенность в себе и будет меньше проблем с поведением и с усвоением учебного материала. Взаимоотношения, которые ученики выстраивают в школе, являются критически важными для их развития. В некомфортной школьной среде ученики могут чувствовать себя подавленными, перестать двигаться вперед и развиваться. Дети испытывают чувство вины за свои ошибки, в которых их обвиняют учителя, а из-за постоянного давления может развиться протестное поведение.


Формирование комфортной школьной культуры требует серьезных усилий, считает доцент кафедры образования Эбони Бридвелл-Митчелл из Высшей школы образования Гарвардского университета. И начинать эту работу, по ее мнению, должен руководитель. Она определила несколько шагов, которые необходимо предпринять руководителю, чтобы сформировать в своей школе комфортную атмосферу:

1. Посмотреть на себя со стороны. Лидер школы — образец для всей организации. Манера общения, высказывания, философия, реакция на события, энергия директора — все это в большой степени влияет на формирование культуры школы.

2. Разумно подбирать кадры. Учителя и персонал, которые будут работать в школе, придут туда со своими взглядами на образование и ожиданиями от работы. Нанимая сотрудника, директор должен оценить, совпадают ли взгляды и ожидания претендента с культурой, которую директор хочет видеть в своей школе.

3. Транслировать свою позицию. Любое общение с коллективом должно отражать и развивать школьную культуру. При общении с сотрудниками, родителям и учениками желательно:

  • Подчеркивать ценности школы и потенциал учеников.
  • Опираться на проверенные данные и факты.
  • Использовать обращение «мы», чтобы усилить чувство общности.

    В интерьере школы можно использовать плакаты со слоганами или декор, которые будут поддерживать культуру школы. 


«Девиз нашего класса – Выслушай. Обдумай. Попытайся».

4. Реструктурировать социальные связи. Культура распространяется через взаимоотношения в коллективе. Руководителю необходимо определить тех, кто оторван от коллектива, и выяснить, как можно изменить сложившуюся ситуацию. В этом случае каждый сотрудник, а не только руководитель, будет распространять ценности школьной культуры.

Школьная культура динамична, она находится в постоянном развитии и является отражением общего климата, настроения в коллективе и происходящих событий.

В США сформированы Национальные стандарты школьной среды, в которых большая роль отводится руководству школы. В задачи руководства входит формирование и внедрение в школе практик, способствующих развитию социально-эмоциональной, гражданской и этической грамотности учеников и педагогов. Развивая и поддерживая комфортную атмосферу в школе, ее директор будет способствовать появлению новых возможностей для обучения, сотрудничества и развития каждого участника образовательного процесса.

Крупный образовательный портал ASCD предлагает схему из трех шагов для развития школьной культуры:

1. Формирование общей цели. В этом процессе свою роль должен сыграть каждый учитель. Например, во время общего собрания директор может попросить каждого ответить одним словом на вопросы: «Для чего существует школа? Что получит ребенок от посещения школы?» (например, «грамотность», «самоуважение», «честность» и т. д.). Полученные ответы необходимо обсудить и сгруппировать в более общие категории, например, «знания», «характер» и т. д., чтобы затем на их основе сформулировать общие цели школы. 


2. Визуализация цели в действии. Для этого учителям необходимо ответить на вопрос, как они поймут, что поставленные цели достигнуты. Какое поведение и результаты обучающихся покажут, что цели реализованы? Другими словами, учителя должны озвучить свои ожидания от учеников. Отсюда можно вывести следующий вопрос: какими должны быть учителя, чтобы сформировать среду, в которой ученики смогут достигнуть целей школы? Чего учителя ожидают от себя и коллег? И далее – каким должно быть школьное руководство, чтобы помочь в реализации поставленных целей? Чего учителя ожидают от школьной администрации?

3. Сформулировав цели и ожидания, необходимо подумать о том, какими путями добиться желаемого. Этих путей немало. Например:

  • Вдохновлять учеников личным примером. Демонстрировать то поведение, которое учитель хотел бы видеть у своих учеников.
  • Обучать школьников позитивным жизненным навыкам и навыкам решения проблем.
  • Поощрять учеников за принятие разумных решений, за достижения и этичное поведение, креативность и наличие собственного мнения.
  • Не допускать необоснованной критики и неприязни, стараться минимизировать негатив в любых проявлениях.
  • Приветствовать участие родителей в процессах, связанных с развитием школьной культуры.
  • Вовлекать обучающихся в полезные занятия.
  • Формировать школьные традиции.
  • Поддерживать чистоту и порядок в школе.

Выстраивание культуры школы – процесс небыстрый и требующий усилий не только от школьной администрации и учителей. Ученики и родители также должны стать активными участниками процесса. Если школьники увидят, что к их мнению прислушиваются и привлекают к выработке решений, влияющих на культуру школы, что школа – безопасное место, где им рады, то они смогут добиться больших успехов и привнесут в школу прочные и здоровые отношения со сверстниками и педагогами.