Площадкой проведения вебинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 2 августа стал Алтайский институт развития образования.
Система целевой модели наставничества педагогических работников в образовательных организациях внедряется и реализуется в регионах страны более полугода. Участники вебинара рассказали о том, как встраиваются региональные практики наставнической деятельности в систему профессионального сопровождения педагогических и управленческих кадров, как развивается сегодня система наставничества и каковы дальнейшие планы ее развития.
Успешный региональный опыт развития системы наставничества представила Татьяна Мельникова, ректор Приморского краевого института развития образования. Она отметила, что система наставничества стала ключевым механизмом непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. Вопросы развития наставничества в Приморском крае курирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, который является структурным подразделением института.
К наставнической деятельности привлекаются педагоги-лидеры, их опыт открыт для использования всеми педагогами края. Педагоги-лидеры курируют и консультируют наставников в своих муниципалитетах и в целом в крае. В регионе реализуется несколько моделей наставничества. В частности, сетевые наставнические команды объединяют группу молодых педагогов вокруг лидера-наставника для реализации конкретного проекта и его последующего внедрения в профессиональную деятельность. В рамках модели «Мастер – мастеру» педагоги закрывают профессиональные дефициты друг друга, делясь лучшим опытом. Формат «Школа в школе» используется в городских муниципальных образованиях, где работает много молодых специалистов. Инициатором этой модели стал Артемовский городской округ, где создана муниципальная сетевая «Школа молодого педагога». Инвариантная программа школы позволяет выстраивать индивидуальную траекторию для развития каждого молодого педагога.
«Система образования Приморского края видит в наставническом движении мощный механизм развития кадрового потенциала, удержания молодых педагогов в профессии, становления инновационного поведения как у отдельных педагогов, так и у сообщества», – подчеркнула Татьяна Мельникова.
Как рассказала Елена Мерзлякова, руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Липецкой области, в регионе к концу этого года к реализации системы наставничества подключатся 100% общеобразовательных организаций. В общей сложности в проекте планируется участие более 22 тыс. педагогов. Региональная методическая служба и учебно-методические объединения на базе школ ведут адресную организационно-методическую работу со всеми педагогами Липецкой области, к этой работе подключено свыше 90 высококвалифицированных региональных методистов. В этом году более 200 молодых педагогов и студентов выпускных курсов педуниверситетов прошли обучение в педагогических мастерских, стажировки на предприятиях реального сектора экономики были организованы для более 250 педагогов и мастеров производственного обучения.
Татьяна Бирюкова, учитель английского языка средней школы № 82 города Ульяновска, победитель конкурса «Лучший наставник Ульяновской области» в 2021 году, рассказала о своем двухлетнем опыте наставничества, достижениях своих наставляемых, представила региональные проекты системы наставничества. Так, проект «Мобильный наставник» реализуется в формате видео-конференц-связи и позволяет наставнику доступно и неформально общаться с наставляемыми, проводить индивидуальные и групповые консультации.
«В нашем регионе созданы все условия для профессионального роста: Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области и Институт развития образования всегда привлекают педагогов-наставников к участию в различных образовательных мероприятиях, где мы имеем прекрасную возможность обобщать свой опыт», – отметила в завершение Татьяна Бирюкова.
Николай Махнёв, директор проекта «Сельские школы Российской Федерации», в своем выступлении пригласил все регионы к участию в проекте и предложил агрегировать лучшие региональные практики системы наставничества на одном ресурсе: «Та успешная работа, которую сейчас ведет Академия Минпросвещения, была бы усилена фокусировкой на успешных кейсах, собранных на одном образовательном ресурсе».
Специфику системы наставничества управленческих кадров Нижегородской области, основанную на перезагрузке мотивационного поля управленцев, представила министр образования, науки и молодежной политики Ольга Петрова. В регионе используется парадигма проектно-образовательных интенсивов и стратегических сессий в сфере наставничества «Измерение 52», которая за год реализации на региональном и муниципальном уровнях показала свою эффективность для системы образования Нижегородской области.
Полная видеозапись вебинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 2 августа доступна по ссылке.