
Люди с мышлением роста, напротив, любят вызовы и ищут новые пути для обучения. Они считают, что усилие – это путь к мастерству, а неудача – возможность научиться. Они приветствуют конструктивную критику, учатся на своих и чужих ошибках и радуются успеху других. Их желание учиться подпитывается убеждением, что интеллект непрерывно развивается. Мышление роста влияет на их мотивацию к учебе и приводит к более высоким академическим результатам.
Последние достижения в нейронауке продемонстрировали, что мозг намного более пластичен, чем полагалось ранее, и нейронные связи меняются в зависимости от получаемого человеком опыта. Практическая деятельность человека способствует формированию новых связей в нейронных сетях, укрепляет существующие связи и формирует изоляцию, ускоряющую передачу импульсов. Исследования выявили, что мы можем содействовать росту нейронных связей, используя определенные стратегии обучения, задавая вопросы, практикуясь, соблюдая режимы питания и сна.
Исследования в области нейронауки помогли психологам понять взаимосвязь между типами мышления и достижениями. В свою очередь, психологи изучают вопрос, можно ли изменить тип мышления и тем самым повысить мотивацию и достичь более высоких результатов.
Работая над подобными исследованиями, психологи отметили, что значительную роль при формировании у детей мышления роста играют методические приемы, используемые учителем, например обратная связь и похвала. Психологи изучали, как разные типы похвалы влияют на мышление, и пришли к выводу, что, когда учитель в похвале подчеркивает, какой ученик умный, это способствует развитию фиксированного мышления или установки на данность. Если же учитель хвалит проделанную учеником работу и вложенные усилия, это развивает установку на рост. В таком случае дети более охотно реагируют на новые вызовы и учатся на приобретенном опыте, развивая свои способности и достигая новых вершин.
Подобное исследование доктор Дуэк с коллегой провели среди пятиклассников. Исследование включало четыре этапа. На первом этапе 400 школьников разделили на две группы и предложили выполнить несложный IQ-тест. После успешного завершения первую группу похвалили за их ум и способности, вторую – за то, какие усилия они приложили для выполнения заданий. После этого каждой группе предложили еще одно задание и разрешили сделать выбор: более сложное, чем предыдущее, или такое же по сложности, как и предыдущее. Всего 67% детей из первой группы предпочли поработать над более легким заданием, в то время как 92% из второй выбрали более сложное. Другими словами, целью первой группы было продемонстрировать то, что они соответствуют своему предполагаемому уровню интеллекта, тогда как вторая группа была готова продолжать учиться и покорять новые высоты.
Интерпретируя результаты второго этапа исследования, Кэрол Дуэк отметила следующее: «Когда ребенок или взрослый слышит похвалу за интеллект, то понимает это так: «Меня считают умным и талантливым и поэтому мной восхищаются, за это меня ценят. Я не должен делать ничего, что может испортить такую оценку». В результате они приходят к установке на данность, предпочитают никогда не рисковать и ограничивают развитие своих талантов».
Третьим этапом исследования стало достаточно сложное задание. Группа, которую хвалили за усилия, работала упорнее, дольше и была удовлетворена своими результатами. При этом в группе, которую хвалили за интеллект, дети чувствовали себя подавленными и быстро отказались от выполнения задания.
В заключение школьникам дали еще одно задание, которое было не сложнее самого первого. И первая группа, которую хвалили за их ум и способности, справилась на 20% хуже, чем на начальном этапе. Вторая группа, наоборот, улучшила первые результаты почти на 30%.
Во многом формирование у детей мышления роста зависит от типа мышления педагога. Исследование психолога Аниты Раттан и ее коллег, преподающих математику, показало, что учителя с фиксированным типом мышления охотнее рассматривают потенциал детей к математике как низкий, нежели их коллеги с мышлением роста. Кроме того, учителя с фиксированным типом мышления используют более мягкие стратегии обучения и склонны снисходительно относиться к детям, не обладающим, по их мнению, способностями к математике. В своей работе они часто используют обратную связь, направленную на то, чтобы подбодрить учеников и показать им, что отсутствие способностей к точным наукам – это нормально (comfort-oriented feedback). Также они стараются упростить школьникам задачу, занижая ожидания от их работы. Отдельная часть исследования была посвящена изучению взаимосвязи между подобной «мягкой» обратной связью и мотивацией обучающихся. Выяснилось, что мотивация школьников, получающих щадящую обратную связь, намного ниже, чем у тех, кто получал обратную связь, направленную на выработку дальнейшей стратегии (strategy-oriented feedback).
Наконец, еще одно масштабное исследование было проведено в начальной школе Фриске в пригороде Бостона, США, с целью выявить на практике, можно ли научить детей мышлению роста. В школе Фриске учатся 350 школьников с разным социально-экономическим статусом и разным уровнем знания языка, а также дети с особыми возможностями здоровья.
Главной целью исследования было сокращение разрыва в успеваемости между обучающимися, демонстрирующими высокие результаты, и теми, кто испытывает трудности с изучением английского языка.
Исследование продолжалось два года, в 2011–2012 гг. Основой стала работа небольшой группы педагогов школы Фриске, которые ранее внедрили инициативу по профилактике школьной травли. Этих педагогов поддержал новый директор, который уже имел опыт работы по развитию у учеников мышления роста. Учителей и директора вдохновили работы доктора Дуэк, и было принято решение провести исследование в своей школе. Предметом изучения стало то, как и когда учителя хвалят учеников, а также то, как похвала влияет на учебные результаты.
В первый год всех учителей ознакомили с подходом доктора Дуэк, также в известность поставили родителей, для них организовали клуб для обсуждения книги Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Задачей первого года исследования стал отказ от похвалы за выполнение заданий и использование похвалы за приложенные усилия. Учителя старались как можно чаще показывать детям взаимосвязь между приложенными усилиями и высокими результатами. При этом педагоги наблюдали и за собой: за тем, как сложно некоторым из них далось изменение своего мышления и переход от абстрактных терминов, таких как «молодец», к более конструктивным формам похвалы.
Наблюдения учителей передавались группе доктора Дуэк для анализа. Исследователи пришли к выводу, что педагогам требуется больше практики и поддержки. Тогда были разработаны специальные фразы, при помощи которых учителя могли хвалить учеников именно за приложенные усилия.
По завершении первого года исследования была отмечена эффективность использованного подхода. Это воодушевило педагогов, кроме того, школа Фриске получила грант, который был потрачен на онлайн-курс MindsetMaker, включавший изучение всех необходимых шагов: от планирования до оценки при изучении типов мышления педагогов и учеников.
Используя полученные знания и навыки, за второй год работы (2012) педагоги смогли добиться высоких результатов. Успеваемость по математике в школе Фриске сравнялась со средним уровнем успеваемости по штату Массачусетс, а в 2013 году значительно превзошла этот уровень и не снизилась в 2014 году. Этого удалось добиться за счет совместной работы всех учителей школы и внедрения в школьный уклад установки на рост.
Развитие у детей мышления роста стало достаточно популярным в американских школах. В современных реалиях, когда от школы ждут подготовки детей к достижению успеха в «большом мире», этот образовательный тренд актуален как никогда ранее.
Итак, что же это за фразы, при помощи которых можно мотивировать школьников работать усерднее и не пасовать даже перед самыми сложными заданиями?
Неслучайно все приведенные фразы являются вопросами. Для развития у детей мышления роста обратная связь должна быть направлена на то, чтобы ученик обдумал проделанную работу, проанализировал ее.
Кэрол Дуэк также считает, что хвалить учеников нужно не только за усилия, которые они прикладывают, но и за процесс, за вовлеченность в работу. Так школьники будут всегда помнить, что учитель следит за их работой, ценит их время, и это будет их больше мотивировать. Такими фразами могут стать:
Но достаточно ли только похвалы, чтобы развить у детей мышление роста? Нет. Поскольку вопрос развития мышления роста интересен многим специалистам, существует масса ресурсов с рекомендациями для педагогов. Приведем для примера некоторые из них. Правильная форма похвалы остается важным советом, но специалисты рекомендуют также следующие шаги:
Развитие у детей установки на рост может оказать существенное влияние на то, как школьники воспринимают себя и видят свой потенциал. У современной молодежи уже присутствует запрос на сложные задачи, развитие навыков и созидание. Мышление роста, развитое в школе, поможет им быстрее и легче достигать поставленных задач в будущем.