Прошу садиться: что такое нестандартная рассадка в классах


В последние годы в школах, особенно в начальных классах, появился новый тренд – свободная рассадка (flexible seating), которая включает не только возможность учеников самим выбирать, где им сесть сегодня, но и рассадку не за партами, как это обычно принято, а более нестандартными способами: на диванах и креслах, на подушках за низкими столиками или на высоких стульях за стойками, на ковриках для йоги или даже гимнастических мячах. Поговорим о том, влияет ли свободная рассадка на обучение и легко ли пересадить учеников из-за парт на диваны.

Главная особенность свободной рассадки в классе заключается в том, что у школьников есть возможность перемещаться по классу и с удобством работать в группах. Множество исследований в области влияния физической активности на развитие детей доказали, что движение полезно не только для здоровья: возможность двигаться благотворно влияет и на работу мозга. В книге «Умные движения. Почему учеба – это не только про мозги» американский эксперт в сфере образования Карла Ханнафорд, основываясь на данных 13 исследований, пишет о том, что, когда ученики могут свободно перемещаться по классу во время занятия, они больше вовлечены в учебный процесс и лучше усваивают новую информацию и навыки.



Разделяет такое мнение и исследователь Эрик Дженсен. Обосновывая позитивное влияние физической активности на учебу, он приводит следующие аргументы: движение ускоряет сердцебиение и циркуляцию крови, стимулирует высвобождение полезных химических веществ в организме, а также позволяет сделать передышку и сменить вид деятельности. Среди его рекомендаций – не только давать детям возможность вставать и двигаться во время занятий, но и разрешать им находиться в разных позах, даже лежать и сидеть на корточках.

Кайла Дорнфельд, которую называют «гуру нестандартной рассадки», считает, что главная польза свободной рассадки в том, что она ускоряет метаболизм и увеличивает приток кислорода к мозгу, помогает сжигать избыток энергии, улучшает осанку, повышает мотивацию к учебе. Все вместе в целом положительно сказывается на успеваемости и поведении ребят.


Немецкая компания VS, занимающаяся производством мебели для образовательных учреждений, провела собственное исследование. В нем утверждается: пассивное сидение на одном месте и отсутствие физической активности на занятиях приводят к тому, что нервно-мышечная система не испытывает достаточной нагрузки. Если на занятии кто-то из учеников начинает раскачиваться на стуле – это верный признак того, что мозг посылает сигнал о необходимости динамической нагрузки.

Однако проводились и исследования, не выявившие какой-либо разницы в успеваемости между классами с обычной и нестандартной рассадкой. Так что к практике свободной рассадки следует относиться продуманно.

Для некоторых педагогов нестандартная рассадка стала приятным разнообразием в учебном процессе, и они горячо приветствуют такое новшество. Среди них Меган Снейбл, педагог из школьного округа Санти (Калифорния, США). Она осознала, что свобода выбора места в классе пришлась по душе не только ее первоклассникам, но и школьникам постарше.


Оскар Цимерман, учитель из школы Вудбери (Миннесота, США), считает, что учителям необходимо расширять горизонты и не стоит придерживаться устаревших порядков. Он утверждает, что ученикам нужно предлагать широкие возможности для рассадки. Классная комната, по его мнению, должна выглядеть «как «Старбакс», только круче».

Другие педагоги, напротив, не проявляют большого энтузиазма, даже те, кто уже использовал нестандартную рассадку в своих классах. Часто не очень удачный опыт связан с отсутствием четкого понимания и планирования своих шагов.

Учительница Жасмин Макклейн использовала нестандартную рассадку во втором классе и на основе своего опыта определила несколько ошибок, которые могут совершить учителя, собираясь внедрить новшество.

  • Пренебрегают тщательным планированием. Необходимо не только ознакомиться с литературой и опытом коллег, но и досконально продумать то, как применить свободную рассадку в конкретном случае. Жасмин Макклейн призывает не торопиться и, что называется, «не выбрасывать детей из лодки на середине реки». Каждый новый вариант свободной рассадки можно вводить поочередно, давая детям возможность привыкнуть, попробовать и посмотреть, подходит ли он им. Также учителям следует запастись терпением, поскольку на первых порах дети могут воспринимать нестандартную рассадку как игру и возможны шалости.
  • Не учитывают методы преподавания, управления классом и поддержания дисциплины. Некоторым педагогам отход от упорядоченной организации классной работы может доставить много хлопот. Они не готовы мириться с тем, что на уроке кто-то может сидеть за партой, а кто-то – на диване. В таком случае пробовать подобные новшества и надеяться, что со временем привыкнешь, не стоит, это лишь усложнит работу. Также не подойдет свободная рассадка в классах, где педагог испытывает трудности с поддержанием дисциплины. Перед тем как пробовать свободную рассадку, каждому учителю следует трезво оценить свои возможности по организации плодотворной работы в новых условиях. Не все популярные тренды, которые можно найти в интернете, будут работать в конкретном классе. 
Исходя из уже имеющегося практического опыта педагогов, эксперты рекомендуют учитывать следующие аспекты введения свободной рассадки.

  • Формат должен подходить учителю и обучающимся и сочетаться с предметом. Например, урок чтения в начальной школе можно с комфортом провести, если дети будут сидеть в удобных креслах. Но, например, для урока математики в старших классах такой формат вряд ли будет удобен, и учитель (и даже сами школьники) с большой долей вероятности сделает выбор в пользу традиционной рассадки.
  • Вводить новый формат рассадки можно постепенно. Например, инициативу можно опробовать в одном классе школы или выделить небольшие зоны свободной рассадки в нескольких классах.
  • Свободная рассадка требует четких правил. Обучающиеся, вероятнее всего, с энтузиазмом воспримут нововведения, но не следует забывать о том, что основная цель пребывания в классе – учеба. Необходимо установить правила, которые помогут направить энергию учеников в правильное русло. Например, необходимо обозначить, что на диванах можно сидеть, но нельзя разваливаться, забираться с ногами и т. д.
  • Внедряя нестандартную рассадку, следует обеспечить минимум на пять мест больше, чем количество учеников в классе. Это позволит избежать конфликтных ситуаций. 


А что же думают сами школьники? Как и следовало ожидать, многие в восторге от возможности попробовать что-то новенькое.

«Мне нравится, что есть выбор и я могу сидеть там, где хочу. Иногда мне нужно выбрать такое место, где я могу лучше сконцентрироваться», – П.Б., 6 класс.

«Мне нравится, когда учительница подходит, чтобы нам помочь. Тогда она просто садится рядом, где бы мы ни сидели, даже на подушку на полу. По-моему, это здорово!» – М.П., 6 класс.

«Мне очень нравится читать в кресле. Это удобно, я могу насладиться чтением и по-настоящему сосредоточиться на книге», – К.М., 6 класс.

Необычные новшества часто вносят приятное разнообразие в учебный процесс. Однако для того, чтобы это новшество не стало игрой на один день, а успешно закрепилось и помогло создать комфортную обстановку для плодотворной работы не только учеников, но и учителя, необходимо тщательно продумывать и планировать внедрение новых практик, обращаться к опыту коллег, а главное – помнить, что не все приемы одинаково эффективно работают во всех классах и это абсолютно нормально.