В ходе семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», который прошел на площадке Академии Минпросвещения России 22 ноября, были рассмотрены промежуточные итоги большой работы, проделанной в течение двух последних лет по созданию и развитию Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС). Модератор онлайн-семинара проректор Академии Ольга Суханова предложила участникам семинара проанализировать систему в целом и входящие в нее субъекты, обсудить их зону ответственности, взаимодополняемость и расширение возможностей за счет общих ресурсов.
Алексей Лукьянович, директор Института регионального развития, нормативно-методического и аналитического обеспечения сопровождения проектов и программ Академии Минпросвещения России, рассказал о текущем статусе и стратегических направлениях развития ЕФС и особо отметил, что сегодня происходит переход от формирования инфраструктуры к повышению эффективности системы дополнительного профессионального образования.
Целью развития ЕФС является формирование общих концептуальных подходов, технологических процедур и единой содержательно-методической повестки развития профессионального мастерства педработников и управленческих кадров. Внедрение системы осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Институциональное и функциональное оформление ЕФС проводилось в 2020‒2021 гг.: формировалось единое пространство системы, определялись ее субъекты и их функциональное наполнение. Ключевым результатом этапа стала разветвленная система субъектов ЕФС и инфраструктура на федеральном и региональном уровнях.
Федеральный уровень ЕФС включает: Федеральный методический центр (ФМЦ), около 1700 дополнительных профессиональных программ в Федеральном реестре, Автоматизированную информационную систему ЕФС, а также 21 научно-методический центр на базе педвузов. Координатором ЕФС на федеральном уровне, а также драйвером содержательной, методической и организационной трансформации системы выступает Академия Минпросвещения России.
На региональном уровне координаторами ЕФС являются 119 центров непрерывного повышения педагогического мастерства (ЦНППМ), помимо них субъектами системы являются: региональные органы исполнительной власти, институты развития образования, педвузы и педагогические колледжи, региональные учебно-методические объединения, профессиональные сообщества, а также более 8,5 тыс. региональных методистов.
На этапе развития, который продлится до конца 2024 года, особую значимость приобретают разработка и внедрение управленческих инструментов и содержательно-методического контента, продуктивное использование инфраструктуры, созданной на первом этапе. Начиная с 2022 года важно отслеживать эффективность функционирования ЕФС в целом и каждого субъекта в частности. Именно с этим связаны системные мониторинговые исследования, которые активно проводятся в настоящее время.
По результатам мониторинга ЕФС, который закончится 9 декабря текущего года, Академия Минпросвещения России проанализирует зоны дефицита и развития региональных сегментов. По результатам анализа в 2023 г. будут разработаны адресные методические рекомендации.
Алексей Лукьянович отдельно остановился на значимости перспективного взаимодействия ЦНППМ и научно-методических центров (НМЦ). Сегодня необходимо взаимодействие всех субъектов системы на регулярной основе, это возможно посредством заключения соглашений, разработки и внедрения дорожных карт и программ взаимодействия между субъектами ЕФС.
Об успешном опыте взаимодействия субъектов ЕФС на региональном уровне рассказали представители Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.
Полная видеоверсия семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» доступна по ссылке.