Темой семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 19 сентября стали профессиональные стандарты в сфере образования, которые, по мнению спикеров, сегодня являются «настольной книгой» и рабочим документом профессионального сообщества.
Модератор семинара, проректор Академии Ольга Суханова отметила значимость действующего профстандарта учителя: «Профессиональный стандарт стал инструментом создания единого пространства дополнительного профессионального образования, определились единые подходы к формированию программ дополнительного профессионального образования».
Любовь Духанина, руководитель Центра квалификаций и компетенций Академии Минпросвещения России, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, рассказала о современной экосистеме профессиональных стандартов в сфере образования, действующих в нашей стране. По ее мнению, созданная в России национальная система квалификаций предоставляет реальные инструменты для профессионального развития.
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере образования консолидирует усилия работодателей, органов исполнительной власти, профсоюзных и общественных организаций для решения вопросов развития системы профессиональных квалификаций в сфере образования. Базовой организацией СПК является Академия Минпросвещения России. За СПК закреплены 12 профстандартов в сфере образования; его функции включают мониторинг рынка труда, разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификаций, экспертизу ФГОС и ПООП, организацию профессионально-общественной аккредитации и пр. В этом году СПК работает над профессиональными стандартами «Педагог СПО» и «Руководитель образовательной организации среднего профессионального образования».
Ключевым элементом системы квалификации является профессиональный стандарт «Педагог (учитель)», который проходит профессионально-общественное обсуждение во всех регионах с максимальным охватом образовательных организаций и является своего рода народным документом.
Профстандарт является обязательным ориентиром при заключении трудовых договоров, основанием для разработки программ профессионального обучения, оценки результатов реализации образовательных программ, профессионально-общественной аккредитации, независимой оценки квалификации работников. Любовь Духанина также напомнила о том, что Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года включает определение уровня соответствия студентов и выпускников требованиям профессионального стандарта.
Кроме того, руководитель Центра квалификаций и компетенций Академии Минпросвещения России отдельно остановилась на работе СПК по созданию первого сквозного профессионального стандарта «Наставник», систем мотивации наставнической деятельности и поддержки неформализованного наставничества.
«В стране создается целая нормативно-правовая система, которая позволит активизировать развитие наставничества в Российской Федерации. В настоящее время разрабатывается законопроект о наставничестве», – подчеркнула Любовь Духанина.
Начальник Управления развития дополнительного профессионального образования Академии Минпросвещения России Татьяна Расташанская в своем выступлении рассказала о профессиональных стандартах как основе непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Региональный опыт реализации системы наставничества представили руководители институтов развития образования Орловской и Иркутской областей.
В завершение семинара о своем профессиональном пути педагога и наставника рассказала Екатерина Алексеевна Филиппова – Народный учитель России, Учитель года России – 1996, учитель французского языка школы № 34 г. Рязани.
Рассказывая о своей педагогической судьбе и профессиональных открытиях, Екатерина Алексеевна отметила: «Когда ты переплетаешь историю, когда ты переплетаешь судьбы, культуру, это интересно детям, это интересно студентам, которые приходят на практику. Мы сейчас говорили о том, чтобы выстроить цепочку «учитель – студент – ученик». Давайте в эту цепочку возьмем еще и преподавателя вуза. От этого взаимодействия родится интереснейший опыт наставничества».
Видеозапись семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» доступна по ссылке.