(Про)верить: как научить школьников работать с источниками информации?

Не подлежит сомнению, что цифровая грамотность крайне важна в современном мире, и формированию этого навыка в школах сейчас уделяется большое внимание. Однако что именно подразумевается под цифровой грамотностью? Почему она необходима каждому человеку XXI века? И если она и правда играет такую важную роль, то как ее можно развить?

Цифровая грамотность определяется как знания и умения, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Иными словами, обладая данным навыком, человек может адекватно воспринимать и анализировать поступающую информацию, будь то статья на новостном портале, реклама по телевизору или пост в социальной сети.

Широко распространено мнение, что современные школьники, родившиеся и выросшие в цифровом мире, владеют компьютерными навыками на высоком уровне. Однако в последнее время появляется все больше доказательств, что это не так. Например, в рамках всероссийской акции «Цифровой диктант 2020» самый низкий уровень цифровой грамотности продемонстрировали именно подростки в возрасте от 14 до 17 лет.  


В 2019 году группа ученых из Стэнфордского университета опубликовала результаты исследования, согласно которым 90% старшеклассников американских школ не прошли четыре из шести тестов на информационную грамотность. Это значит, что они не способны критически оценивать информацию и отличать надежные источники от ненадежных. Питер Адамс, старший вице-президент организации в области образования News Literacy Project, считает такие результаты тревожными: «Мы видим, что ученикам сложно понять, что отличает качественные статьи и надежные источники от некачественных и недостоверных. Их до сих пор можно легко ввести в заблуждение громким заголовком и яркой рекламой».


Научить детей и подростков цифровой грамотности важно не только потому, что они сами используют информацию, но и потому, что они распространяют ее среди большой аудитории, в том числе в социальных сетях. Согласно отчету Института изучения журналистики Рейтерс за 2017 год, вобравшему в себя анализ цифрового рынка в 36 странах, социальные сети стали основным источником информации для людей 18–24 лет по всему миру. Не подлежит сомнению, что существенная часть обмена информацией среди молодого поколения происходит именно в Интернете. Питер Адамс пояснил: «Они [дети и подростки] могут выйти в эфир в TikTok с многомиллионной аудиторией, если они популярны, при этом не понимая, какие последствия могут иметь их слова и действия на публику».

В 2018 году в международном исследовании PISA к измерению читательской грамотности обучающихся добавлен новый показатель – оценка достоверности источника. Умение отличать надежную информацию от ненадежной особенно важно в условиях цифровизации всех сфер жизни, поскольку чтение в цифровом мире подразумевает постоянную работу с большим числом различных источников информации.

Действительно, по словам экспертов, один из наиболее частых дефицитов в цифровой грамотности детей – это то, что они «ничего не проверяют». «Им нужно быстро получить информацию, поэтому они просто вводят поисковый запрос и ожидают, что им сразу же дадут правильные ответы». Несмотря на то что современные дети относятся к поколению так называемых цифровых аборигенов, их нужно обучать правильно искать информацию и проверять ее. «Для них это утомительно. Их интересует лишь самый быстрый и удобный способ справиться с домашним заданием».

Как же школа может помочь сформировать цифровые компетенции у современных детей? Прежде всего важен вклад педагогов – учителей каждого предмета, а не только информатики и программирования. Правда, цифровую грамотность учителей также можно и нужно улучшать. По данным исследования Аналитического центра НАФИ в 2019 году, хотя 87% школьных учителей обладают высоким уровнем цифровой грамотности, показатели применения цифровых технологий в педагогической деятельности находятся на среднем уровне (в среднем 48 баллов из возможных 88). При этом отмечается, что чем дольше педагог использует цифровые технологии на своих уроках, тем более высокий у него результат. Академия Минпросвещения России разработала комплексный опросник, предназначенный для оценки цифровых компетенций педагогических работников. В исследовании приняли участие более 4 тысяч респондентов со всей России. Результаты показали, что наименее развитым навыком у современных учителей является создание цифрового контента. Они предпочитают использовать готовые рекомендованные материалы, нежели создавать свои собственные, хотя почти 90% респондентов полностью согласны с тем, что учителю важно владеть цифровыми инструментами подготовки образовательного контента. Только овладев навыками работы с информацией в цифровом виде, учитель сможет развивать их и в своих учениках. 


Еще один специалист, кроме учителя, который может помочь ученикам – это, как ни удивительно, библиотекарь. Обычно общение библиотекарей и учеников ограничивается выдачей и сдачей книг, однако именно работник библиотеки как никто другой знает, как правильно работать с источниками, анализировать информацию и проводить исследования. Сьюзан Ютзи, работавшая до пенсии школьным библиотекарем в штате Огайо (США), говорит: «Нам, библиотекарям, действительно стоит сотрудничать с учителями и обучающимися всех классов, чтобы показать им некоторые приемы работы с информацией».

Кроме того, развивать информационную грамотность можно с помощью специальных образовательных ресурсов. Веб-платформа Checkology призвана научить отличать достоверную информацию от недостоверной во всех средствах информации – от газет до публикаций в социальных сетях. Платформа предоставляет бесплатный учебный курс и по его завершении виртуальную программу, оценивающую достоверность любой новости с помощью специальных знаков и маркеров, которые подтверждают надежность или ненадежность источника. Учебными материалами Checkology воспользовались более полутора миллиона обучающихся из 83 стран. «Я узнал, что нельзя всегда доверять тому, что ты видишь, потому что эта информация может оказаться ложной. Еще я узнал, что не стоит делиться каждым увиденным постом в соцсетях, потому что так я могу участвовать в распространении фейковых новостей», – говорит ученик 10-го класса Бременской средней школы (Иллинойс, США), прошедший учебный курс на веб-платформе.

Формирование цифровой грамотности населения и укрепление критического мышления – приоритет многих стран. В 2018 году Министерство культуры Франции опубликовало План обучения работе со СМИ, призванный помочь молодым людям правильно использовать средства массовой информации и обрабатывать распространяемые через них данные. В рамках плана предусмотрено развитие школьных библиотек, государственная поддержка профессионалов в области медиа, а также привлечение аудиовизуальных компаний для информирования как детей и подростков, так и людей старшего возраста.

В России развитию цифровых навыков и грамотности уделяется большое внимание. В мае 2021 года Министерство просвещения и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций поддержали идею Государственной думы о введении в школьную программу курса цифровой грамотности. Профильный комитет Государственной думы предложил разработать стандарты преподавания и провести апробацию проекта. По оценке главы Министерства просвещения Сергея Кравцова, курс для школьников можно разработать в кратчайшие сроки, однако также стоит обратить внимание на методические пособия для учителей.

Эксперты в области цифровых образовательных технологий Финляндии уверены: «В современной системе образования необходимо продвигать развитие так называемых навыков XXI века, то есть критического мышления, совместной работы, креативности и навыков получения новых знаний». Всему этому способствует цифровая грамотность, которую так важно развивать у молодого поколения. Сотрудничество учителей и специалистов в области медиа при поддержке государства – вот ключ к формированию грамотного и критически мыслящего общества, особенно в эпоху информационной перегрузки.