Традиционный семинар Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 17 октября открыло выступление Павла Кузьмина, директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России.
В ходе прямого включения с площадки Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Павел Кузьмин отметил значимость и масштабность прошедшей в начале октября Большой учительской недели, одним из центральных событий которой стал Форум классных руководителей (ФКР). Деловая программа ФКР включала специализированные секции и семинары, ряд которых провела Академия Минпросвещения России.
Также Павел Кузьмин представил итоги Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации и задачи, стоящие перед системой повышения квалификации педагогов.
«Нам очень важно обсудить те направления, которые задала нам Коллегия Минпросвещения России, потому что они касаются нашей системы, нашей работы и в конечном счете влияют на профессиональный рост педагогических работников, а это наша с вами первоочередная задача», – отметил директор Департамента.
В частности, на Коллегии была одобрена обновленная редакция «Ядра высшего педагогического образования», которое разрабатывалось по поручению Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова и в работе над которым приняли участие эксперты системы дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО). В этом году важной задачей станет корректировка программ высшего педагогического образования, которая будет решаться посредством совместной работы институтов развития образования и педагогических вузов.
Кроме того, было одобрено «Ядро дополнительного профессионального педагогического образования», концептуальные основы которого должны учитываться при подготовке программ ДППО. Еще одно важное направление, отмеченное на Коллегии Минпросвещения России, – создание психолого-педагогических классов. В этом году было досрочно открыто 5 тыс. педагогических классов – показатель, который планировалось достичь в 2024 году. По состоянию на 1 сентября 2023 года в стране открыто 5 540 профильных психолого-педагогических классов (групп).
Павел Кузьмин также рассказал о том, что в этом году поступило рекордное количество заявлений на поступление в педагогические вузы: если в позапрошлом году это число составляло 242 тыс., в прошлом – 289 тыс., то в этом году на поступление в педвузы, подведомственные Минпросвещения России, было подано 385 тыс. заявлений. Для сохранения высокого интереса к педагогической профессии крайне важно дальнейшее развитие психолого-педагогических классов и повышение квалификации педагогов, работающих с учениками профильных классов. Планируется, что «Ядро психолого-педагогических классов» будет одобрено в сентябре 2024 года, и таким образом будет завершена работа над созданием единой экосистемы, которая будет включать профориентацию на педагогическую профессию, обучение и систему повышения квалификации.
Еще одно важное направление работы – учебно-методические округа: их создание, развитие и взаимодействие организаций внутри округов. В этой работе особая роль возлагается на институты развития образования и региональные педвузы.
Директор Департамента также отметил значимость развития демоэкзамена как формы итоговой аттестации в педвузах, которые ежегодно выпускают 40 тыс. молодых педагогов. В прошлом году 10% выпускников сдали демоэкзамен, в этом учебном году педвузы ориентированы на 20%-ную сдачу. При этом важную роль в формировании методических рекомендаций и требований к проведению демоэкзамена будут играть Академия Минпросвещения России, руководство педвузов и региональные институты развития образования, что позволит оценить реальный уровень подготовки выпускников, которые придут работать в образовательные организации.
Формирование развивающей среды в педагогических колледжах, трудоустройство выпускников, их развитие в профессии на основе ресурсов педвузов – еще одна зона внимания на текущий учебный год.
Об актуальности «Ядра дополнительного профессионального педагогического образования» для руководителей общеобразовательных организаций и учителей на семинаре рассказала Татьяна Расташанская, начальник управления развития дополнительного профессионального образования Академии Минпросвещения России. В настоящее время унифицированы подходы к разработке программ ДППО, к повышению квалификации педагогов на основе единой системы требований к программам. Федеральный реестр программ ДППО сегодня включает более 2 тыс. программ повышения квалификации, прошедших профессионально-общественную экспертизу.
«Дополнительное профессиональное образование – это условие функционирования системы образования и безопасного существования государства сегодня и завтра. И создание «Ядра дополнительного профессионального образования» – это очень важный и значимый инструмент для приведения в соответствие всех программ ДППО в едином образовательном пространстве», – отметила в своем выступлении, посвященном приоритетным задачам региональной системы ДППО, директор Института развития образования Орловской области Ирина Патронова.
О функциях федерального реестра, качестве включенных в него программ ДППО и предложениях по развитию реестра рассказала Лилия Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования.
Ключевые задачи подготовки педагогических кадров на региональном уровне представила Гузель Калимуллина, директор Института непрерывного профессионального образования «Вектор развития» Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Вячеслав Федотов, Народный учитель Российской Федерации, учитель физики средней школы № 1 г. Мурома, отметил: «У нас в школе кадровые вопросы решаются во многом благодаря выпускникам: порядка 20–25% выпускников школы – это учителя. У нас было четыре заслуженных учителя, один – Народный, почетные учителя. Семь директоров школ в городе вышли из стен нашей школы».
Видеозапись семинара доступна по ссылке.