
Почти три десятилетия спустя, в 1929 году, британский философ, логик и математик Альфред Норт Уайтхед уже оперировал понятием «главных идей» (main ideas), говоря: «Пусть основные идеи, которые вводятся в образование ребенка, будут немногочисленны и важны, и пусть они сочетаются всеми возможными способами».
В 1986 году американский педагог-психолог Ли Шульман ввел понятие «знание педагогического содержания» (Pedagogical Content Knowledge — PCK). Он утверждал, что, помимо знания своего предмета и обладания общими педагогическими навыками, учитель должен знать, как объяснять учебные темы таким образом, чтобы они были понятны обучающимся: «К категории знания педагогического содержания я отношу самые употребимые формы представления об идеях, связанных с учебными предметами, самые мощные аналогии, иллюстрации, примеры, объяснения и демонстрации. Другими словами, PCK — это способы репрезентации и формулирования предмета таким образом, что он становится понятным другим. PCK также включает в себя знание того, что делает учебный материал легким или сложным для изучения: представления и предрассудки, которые обучающиеся разного возраста и с разной предысторией приносят на занятия и через призму которых изучают материал. Если предрассудки, как это часто бывает, являются заблуждениями, учителю важно знать педагогические стратегии, которые помогут наиболее продуктивно реорганизовать восприятие обучающихся».
Ли Шульман
Исходя из определения Шульмана, можно выделить 4 основных компонента знания педагогического содержания:
Британский ученый Артур Норман Геддис в 1993 году ввел в структуру PCK еще один компонент — учебная значимость, то есть способность выделять «большие идеи», которые связывают изучаемую тему в единое целое.
Таким образом, были сформулированы компоненты PCK в каждой изучаемой теме:
— уже имеющиеся у обучающихся знания;
— учебная значимость:
— что сложнее всего для понимания;
— репрезентация;
— педагогические стратегии.
Если говорить более предметно о том, что же такое «большие идеи», то у ученых нет единого принятого определения, но по сути «большая идея» в любом учебном предмете — это сформулированный в одном предложении (фразе, вопросе) образовательный результат, обобщающий определенную область знаний. Это рамка, через которую интерпретируются процессы и явления в определенной области знания. Рассмотрим, как концепция «больших идей» применяется в мировой практике.
Австралия
«Большие идеи» и концепты появляются в образовательных программах отдельных дисциплин и сформулированы на длительный период обучения. На пересечении абстрактных концептов и конкретных «больших идей» появляются тематические блоки данной дисциплины, а также ключевые вопросы, которые меняются в зависимости от года обучения. Кроме того, на основе концептов и «больших идей» формулируются «междисциплинарные приоритеты», отражающие национальные цели Австралии, встроенные в образовательную программу.
ПРИМЕР
Междисциплинарный приоритет «История и культура аборигенов и жителей островов Торресова пролива» состоит из трех ключевых концептов:
Ключевой концепт «Культура» включает в себя три идеи:
Обучающиеся изучают, как разные группы выражают свою идентичность, и делают выводы, как принадлежность к группе влияет на восприятие других. Исследование различных источников, в том числе фольклорного характера, позволяет ученикам увидеть события с различных точек зрения и придумать способы изучения и сохранения мест, значимых для аборигенов и жителей островов.
Канада (провинция Британская Колумбия)
Для большинства дисциплин по каждому учебному году сформулированы «большие идеи», предметные компетенции и содержание. Все предметные области основаны на модели «Знаю — Делаю — Понимаю» («большие идеи» — это элемент «Понимаю»).
«Большие идеи» показывают, что обучающиеся поймут к моменту завершения года обучения. Приобретенное понимание становится базой для других «больших идей», которые появятся в следующие годы обучения. Обучение, построенное на концептах, позволяет проводить связи между «большими идеями» — например, через исследование того, как одни и те же понятия функционируют в разных предметных областях.
ПРИМЕР
На 7-м году изучения социальных наук дается тема «От Древнего мира к VII веку». Этой теме соответствуют следующие «большие идеи»:
Вот некоторые предметные компетенции для этого года обучения:
Сингапур
Общие принципы структурирования образовательных программ сконцентрированы на компетенциях XXI века и не касаются ни концептов, ни «больших идей». Тем не менее концепты и подобие «больших идей» появляются в программах отдельных дисциплин.
ПРИМЕР
При изучении дисциплины «Воспитание характера и гражданское образование» в основной школе содержание структурировано вокруг трех концептов:
К ним привязаны ключевые утверждения и вопросы, цель которых — направлять обучающихся в процессе развития ключевых понятий. Вместе с тем вся дисциплина включает в себя тематические области (например, «Школа»), и этот способ близок к «большим идеям».
Международный бакалавриат
В программу среднего звена (Middle Years Programme – 11–16 лет) международного бакалавриата введены 6 глобальных контекстов, которые задают направление для познания мира:
В рамках программы используются 16 ключевых концептов, которые проходят через все дисциплины: эстетика, связи, форма, перспектива, изменения, творчество, глобальные связи, взаимодействия, коммуникация, культура, идентичность, системы, сообщества, развитие, логика, а также время, пространство, место (входят в один концепт). В тематическом планировании учителю предлагается выбрать одно ключевое понятие, вокруг которого будет раскрываться содержание темы. Дополнительно используются «смежные концепты», скажем, в естественно-научных предметах это энергия, трансформации, функция, движение, баланс, среда, паттерны, последствия, доказательства, модели. Например, тема «Баланс» в биологии раскрывается через такие понятия, как гомеостаз, гормоны, экосистема, круговорот веществ.
Advanced placement – образовательная программа для изучения предмета на углубленном уровне в старшей школе США
В этой системе ключевые концепты, охватывающие все предметные уровни, не используются. Содержание предметов структурировано по иерархии:
Как следует из приведенных примеров, «большие идеи» тесно связаны с понятием концептов, поэтому их можно воспринимать в контексте Concept-Based Learning (CBL – обучение на основе понятий, концептный подход). Линн Эриксон, независимый эксперт в области CBL, структурирует знание следующим образом:
Таким образом, «большие идеи» или концепты обобщают отдельные факты, приводят знания в систему, позволяют понять изучаемый предмет более полно и глубоко, соотнести знания с реальными ситуациями и применить их для решения задач за пределами классной комнаты.
Однако, несмотря на то что в некоторых странах в обучении применяется подход «больших идей» и этой темой в последние два десятилетия серьезно занимаются ученые, специалисты отмечают, что значимости «больших идей» в образовании на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания. Выделяют следующие основные вопросы, с которыми сталкиваются учителя, желающие попробовать данный подход на своих занятиях.
В отечественных школах подход «больших идей» пока не внедрен в образование. Наиболее близко к изучению данной темы в своих исследованиях подошли В.В. Давыдов, разработавший систему «развивающего обучения» на основе усвоения обобщенных понятий и способов деятельности; И.Я. Лернер в контексте проблемного обучения (выделение ключевых проблем и продумывание динамики их разворачивания); Ю.В. Громыко, создавший методические разработки организации обучения через базовые метапредметные понятия. «Содержательные обобщения» появляются в разработках методик обучения психологической школы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Однако в массовую школу целостный подход «больших идей» пока так и не вошел.
«Большие идеи» рассматриваются как полезный подход во многих аспектах: они помогают учителям более эффективно планировать отдельные уроки и целые темы, параллельно вводить в обучение несколько тем. «Большие идеи» помогают обучающимся связывать воедино различные виды учебной деятельности и видеть в них цель, отслеживать свое обучение и расширять понимание изучаемых предметов.