Особые технологии для особых потребностей


У педагогов, обучающих детей с особыми потребностями, особенные условия работы. Как признается учительница одной из американских школ, ее день может начаться с сообщения: «Мой ребенок не спит с трех часов ночи. Простите, если будет тяжело!» Несмотря на все сложности, социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество необходима. Для этого во всем мире разрабатываются технологии и устройства, поражающие своим разнообразием: ободки и заколки для волос, компенсирующие нарушения слуха, переводчики жестов и мимики — вот лишь некоторые примеры. Обратимся к мировому опыту и разберемся, какие технологии для особых потребностей доступны уже сегодня.

Венди Томпсон – учительница в одной из школ штата Нью-Джерси, США. В начале мая она и ее ученики, как и многие другие, после года дистанционного обучения перешли на смешанное. Однако случай Венди отличается от большинства: она – специальный педагог и ее обучающиеся – дети с особыми потребностями. Как правило, ученики Венди имеют невысокую степень выраженности расстройств – нарушения речи, зрения, когнитивные нарушения, однако большинство из них нуждается в помощи на протяжении всего процесса обучения.«Последний год, несомненно, был очень сложным,– призналась Венди. Тем не менее были и успехи, и существует множество методов, помогающих их достичь».

Дистанционные занятия проводятся через Zoom. Кто-то из обучающихся использует альтернативы компьютерной мыши, чтобы управлять курсором на экране, такие как джойстики; некоторые полагаются на встроенные вспомогательные технологии, например функцию преобразования речи в текст в «Google Документах». Ученики также прибегают к помощи онлайн-сервиса адаптивной акустики Lalilo, который помогает распознавать слова, и инструмента Immersive Reader от компании Microsoft, способного озвучивать текст для обучающихся, показывать графические изображения слов и переводить документы на множество языков.

С каждым годом появляется все больше технологий, призванных облегчить коммуникацию для людей, имеющих какие-либо нарушения. Среди них самые распространенные – сервисы и устройства распознавания речи. Для того чтобы помочь глухим и слабослышащим людям практически без ограничений участвовать в разговорах, существует устройство под названием SpeakSee. На одежде участников беседы крепятся небольшие микрофоны разных цветов, которые передают данные в специальное приложение на телефоне слабослышащего человека, и слова собеседников, обозначенные теми же цветами, что и их микрофоны, в реальном времени транслируются на экран. Слабослышащие медицинские работники отмечают способность микрофона распознавать речь даже в тех случаях, когда рот прикрыт, например, маской. Для детей с нарушениями слуха это не только возможность принимать активное участие в процессе обучения, но и шанс на успешную социализацию.


Как бы то ни было, подобные устройства, охватывающие всего несколько собеседников, не позволяют в достаточной мере компенсировать потерю слуха в повседневной жизни. На помощь может прийти другая интересная технология: если у человека нет возможности воспринимать звук и носить слуховой аппарат, какой орган чувств может прийти на замену? Ответ кроется в осязании. В действительности многим глухим и слабослышащим людям в повседневной жизни достаточно воспринимать предупредительные звуки: звук приближающегося автомобиля, звонок в дверь, свисток закипающего чайника. С тем, чтобы донести эту информацию до слабослышащего человека, может справиться не что иное, как вибрация. На этой идее основывается корейская разработка Nuguna Neckband, выполненная в форме ободка, крепящегося на шее. Ободок позволяет определять громкость, направление и тип окружающих человека звуков посредством вибрации, тем самым заменяя слуховой аппарат в повседневной жизни. С таким устройством дорога в школу и домой для ребенка с нарушениями слуха становится намного безопаснее.

Нельзя забывать о важности того, чтобы устройства для людей с особыми потребностями не заставляли их чувствовать себя «не такими, как все» и органично вписывались в их образ жизни. Создатель ободка Nuguna Neckband признался: «Я и сам был бы не готов сутками носить слуховой аппарат – ведь это прежде всего инородный предмет. Именно эта мысль дала толчок к разработке нашего устройства. Поэтому оно выполнено в виде удобного ободка, который крепится на шее и не создает дискомфорта».

Аналогичная разработка, но уже в виде заколки для волос ― Ontenna ― принадлежит японской компании Fujitsu. При тестировании устройства волосы признаны наиболее удобным местом для ношения, так как крепление гаджета на руке показалось участникам тестирования слишком «шумным», а при закреплении заколки на одежде звуки заглушались. Ontenna передает ритм музыки с помощью вибрации и светодиода, что позволяет обладателю устройства распознавать различные сигналы и различать их (например, звонок телефона и сирену). Вибрация, повторяющая ритм музыки, может использоваться в образовательных целях: Ontenna позволяет объяснить такие понятия, как «ритм», «динамика» и «гармония». Для детей с нарушениями слуха это шанс получить основы музыкального образования.

Мы разобрались, каким образом можно помочь слабослышащим людям получать звуковую информацию из окружающего мира, однако можно ли дать такому человеку возможность самому участвовать в общении? Перевод языка жестов и мимики в речь уже реальность. Например, используя итальянскую разработку Talking Hands, достаточно надеть специальную перчатку с датчиками и запустить приложение на смартфоне, чтобы начать общение в реальном времени с людьми, не знающими язык жестов. В приложение встроен словарь, настраиваемый пользователем: в него можно добавить любое слово и закрепить за ним определенное движение рукой, создавая индивидуальные вариации языка жестов. Это значительно расширяет возможности для социализации, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи.


Однако не все люди с нарушениями слуха владеют языком жестов, особенно если слух был потерян в зрелом возрасте. В этом случае может выручить технология распознавания беззвучной речи: китайское приложение Lip-Interact определяет беззвучные команды по движениям губ при помощи искусственного интеллекта. Приложение использует переднюю камеру телефона, чтобы идентифицировать лицо пользователя, включая положение губ по двадцати заданным точкам, после чего нейронная сеть проводит анализ речи.


Разработчики приложения утверждают, что точность распознавания составляет более 95%. На текущем этапе технология представляет собой подобие интеллектуального голосового помощника, приспособленного под особенности людей с нарушениями слуха. Для глухих и слабослышащих детей Lip-Interact открывает возможность использовать те же функции смартфона, которыми пользуются их сверстники.

Специальные девайсы для людей с особыми потребностями действительно могут оказать существенную помощь в обучении и воспитании, однако большая их часть еще недостаточно распространена и доступна далеко не каждому. Венди Томпсон, учительница из Нью-Джерси, доказывает: даже используя общедоступные сервисы и программы и не забывая, что каждому ученику требуется индивидуальный подход, можно достичь высоких результатов. Венди Томпсон и ее коллеги записывают уроки в формате видео и публикуют их, предоставляя каждому ученику индивидуальный доступ. После просмотра урока обучающиеся могут ответить на вопросы по теме любым удобным способом: отметить правильные ответы на платформе, отправить ответ с помощью аудио- или видеозаписи либо ввести текст в специальное поле.

Подход, примененный Венди и ее коллегами в период пандемии, принес свои плоды: согласно опросу, проведенному в США в 2020 году, 64% родителей, чьи дети с особыми потребностями продолжали заниматься во время карантина, довольны результатами обучения. Конечно, многим не хватало занятий в классе, однако, по прогнозам, все те инструменты, которые открыли для себя педагоги специального образования в это непростое время, и в дальнейшем будут играть важную роль в обучении и воспитании. Венди Томпсон считает: «Очень важно понять, на каком этапе твои ученики сейчас, предоставить им свободу в том, как они выполняют задания, и наглядно показать, что они уже знают и чему учатся».