Особенности введения новых учебных предметов обсудили на семинаре Государственного университета просвещения

Темой семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», прошедшего 27 февраля на дистанционной площадке Государственного университета просвещения, стала подготовка педагогических кадров и непрерывное сопровождение педагогов при введении новых учебных предметов «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)».

Светлана Кольченко, начальник отдела содержания и методов обучения в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России, отметила, что сегодня ключевым вопросом государственной политики в сфере образования является формирование единого образовательного пространства и обновление содержания общего образования.

Так, уже с 1 сентября 2024 года во всех школах страны ученики начнут изучать основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР). Сегодня Минпросвещения России совместно с МЧС и Минобороны ведет работу по подготовке к введению нового предмета, содержание которого будет включать основы безопасности жизнедеятельности, начальную военную подготовку и патриотическое воспитание. Соответственно обновлено содержание ФГОС с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации при противодействии различным типам угроз; содержание федеральных рабочих программ дополнено модулем «Основы военной подготовки».

«Безусловно, то, что ОБЗР выделен в отдельную предметную область, послужит повышению статуса этого учебного предмета. Это один из предметов, который формирует ценностное отношение к своей стране, ее обороне, защите Родины», – подчеркнула Светлана Кольченко.

Еще одним новым предметом станет «Труд (технология)», который будет иметь практическую направленность, и ребята получат нужные, востребованные навыки, полезные как в быту, так и для работы. Кроме того, на уроках ученики познакомятся с миром профессий, что в дальнейшем поможет им с выбором траектории развития.

Декан факультета безопасности жизнедеятельности Государственного университета просвещения Павел Ковалев рассказал о практико-ориентированном опыте подготовки выпускников к преподаванию «Основ безопасности и защиты Родины». В настоящее время факультет проводит большую работу по изменению учебных планов, чтобы подготовить современного учителя ОБЗР, в частности введены такие новые модули, как топография, строевая подготовка, БПЛА, национальная безопасность Российской Федерации и пр.

«На нашем факультете создана социальная экосистема, в рамках которой, помимо учебной деятельности, большое внимание уделяется научной работе с учетом специфики подготовки учителя ОБЗР, а также воспитательной деятельности», – рассказал Павел Ковалев.

Основные аспекты подготовки выпускников к реализации предмета «Труд (технология)» в общеобразовательных организациях представил Александр Кузнецов, и.о. ректора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

«Благодаря системной работе в Челябинской области большая когорта школ не просто занимается преподаванием такого предмета, как труд, но и имеет лицензию на профессиональное обучение по различным направлениям деятельности. Это способствует более активному выходу выпускников школ на рынок труда», – отметил Александр Кузнецов.

В рубрике «Педагогические династии – гордость российской системы образования» Алексей Лебедев, директор Средней школы № 77 Кировского района Волгограда, рассказал о профессиональном пути своей педагогической династии, общий трудовой стаж которой насчитывает 64 года.

Видеозапись семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 27 февраля 2024 года доступна по ссылке.