Неудача – путь к успеху? Как продуктивные неудачи развивают функциональную грамотность


Подача нового материала на уроке может начинаться с проблематизации учеников, при этом они сталкиваются с темой, которой не знают, и должны сами осознать, что им необходимо для решения той или иной задачи. Такой метод изучения нового материала считается более продуктивным в обучении, чем традиционное объяснение теории, поскольку позволяет ученикам… ошибиться. Чем ошибки могут быть полезны в обучении, рассмотрим сегодня.

Теорию продуктивных неудач разработал Ману Капур, преподаватель Высшей технической школы г. Цюриха (Швейцария), совместно со своим докторантом. Они проанализировали более 50 исследований в сфере образования за последние 15 лет, которые касались эффективных стратегий обучения. Результаты этой работы показали, что подавляющее большинство учеников добивались большего успеха на занятиях, когда они решали задачи до объяснения теории. Исключением стали только обучающиеся начальной школы. По мнению швейцарских исследователей, это можно объяснить тем, что дети младшего школьного возраста, во-первых, часто имеют слишком малый багаж знаний, а во-вторых, не обладают достаточно развитым аналитическим мышлением для решения новых, нестандартных задач.


Ману Капур, преподаватель Высшей технической школы г. Цюриха

Теория Ману Капура может показаться недостаточно убедительной, ведь она базируется на анализе ранее проведенных исследований, порой десяти- и пятнадцатилетней давности. Однако ученый не остановился на этом и решил проверить выдвинутую гипотезу в своем университете. Капур выбрал курс по линейной алгебре, который изучают около 650 студентов в течение года. Такой выбор был сделан в том числе и потому, что до эксперимента программа преподавалась на основе традиционного подхода: преподаватель излагает теорию на лекциях, после чего студенты используют полученные знания для выполнения упражнений и решения задач. В конце концов, Капур оказался прав: успеваемость студентов, которые теперь решали практические задачи до лекций, значительно повысилась, а показатель освоения курса вырос на 20% (ранее он составлял чуть более половины от числа всех обучающихся).

Таким образом, анализ исследований прошлых лет и результаты проведенного эксперимента позволили Ману Капуру сделать вывод, приведенный им в статье в научном журнале Review of Educational Research: «Чтобы достичь хороших результатов, необходимо сначала поразмышлять о проблеме, имеющей непосредственное отношение к теме, и только после этого приступить к изучению принципов, лежащих в ее основе. Практические занятия до изучения теории будут почти вдвое эффективнее обычных лекций, даже у хорошего учителя».



Но как получается, что ошибка приводит к успеху? Согласно Ману Капуру, в этом участвуют четыре процесса, которые можно назвать «четыре «О». Во-первых, когда перед учеником стоит задача, должен произойти отклик: обучающимся необходимо задействовать как можно больший объем уже имеющихся знаний. «Продуктивная неудача требует некоторых предварительных знаний. Например, чтобы решить статистическую задачу, нужно уметь хотя бы вычислять среднее значение», – комментирует Капур. Во-вторых, необходимо осознание учениками того, что они уже знают и умеют и чему им еще предстоит научиться. Затем поставленная проблема мотивирует учеников найти решение и вызывает их интерес, то есть формирует к проблеме определенное отношение. На четвертом, заключительном этапе происходит обобщение знаний, когда ученики узнают возможные пути решения задачи и причины, по которым их ответы были неверными.

Для достижения высокой эффективности обучения необходимо учитывать все перечисленные аспекты. Кроме того, Танмай Синха, соавтор Ману Капура, обращает внимание, что практическое задание, которое выдается до введения теории, следует тщательно подбирать. Он рекомендует не останавливаться на задачах из учебника, а брать за основу интуитивно понятные жизненные ситуации. Также следует избегать технического языка и специальных терминов в формулировке задачи. При выполнении практического задания можно объединить обучающихся в группы и устроить «мозговой штурм».

Ману Капур по праву считается основоположником теории продуктивных неудач. Вместе с тем многие педагоги и исследователи решили сами убедиться в эффективности подхода и провели собственные эксперименты. В результате наибольшая эффективность продуктивных неудач была выявлена при изучении предметов естественно-научного цикла.

Возникает закономерный вопрос: неужели неудачи не расстраивают детей и не снижают мотивацию? Как признает сам Ману Капур, никто из нас не любит ошибаться. Именно поэтому педагогу необходимо пристально следить за тем, какие задачи стоят перед классом и как именно обучающиеся реагируют на неудачи. Для этого важно давать ученикам возможность объяснить, каким образом они решают задачу и почему их решение кажется им удачным. После выполнения задания можно устроить обсуждение в классе, чтобы ученики могли самостоятельно определить, какие из предложенных решений подходят, а какие нет.

Главное, что может дать опыт продуктивных неудач, – это так называемая «скрытая эффективность»: школьники научатся не только справляться с конкретными задачами, но и находить пути решения в нестандартных ситуациях в целом, используя интуицию и находчивость. Пассивное изучение чужого опыта, свойственное традиционным лекциям, не всегда помогает решить схожую задачу в других условиях, и причина этого в том, что у ученика отсутствует понимание сути проблемы. Способность применять полученные знания в различных сферах жизни, то есть функциональная грамотность, – это ключевой навык, развитие которого необходимо каждому человеку XXI века, и одним из основных способов его развития может стать опыт продуктивных неудач.