Не ученик, а человек: как обучать школьников XXI века


Для чего нужна школа? Любой первоклашка легко ответит на этот вопрос – чтобы учиться и получать знания. Но достаточно ли одних только знаний, чтобы добиться успеха в жизни, учебе, карьере? Нет. Для этого необходимо быть не только образованным человеком, но и гармонично развитой личностью. А вот что нужно для того, чтобы ею стать, и может ли в этом помочь школа, попробуем разобраться сегодня.

История знает примеры внедрения инициатив развития личности в образовательный процесс. Одним из наиболее ярких примеров стал бум развития самооценки, захлестнувший Америку в 1980 – 1990-е годы. Все: от детей до топ-менеджеров – принялись интенсивно работать над повышением самооценки, чтобы стать счастливее и добиться успеха во всех без исключения сферах жизни. Калифорния стала эпицентром нового движения, его приверженцы утверждали, что хорошо развитая самооценка снизит число преступлений, случаев подростковой беременности и прочих нежелательных явлений, включая даже уровень загрязнения. Движение повлияло на воспитание целого поколения – миллениалов – и отразилось на том, как все эти люди стали воспринимать себя. В кампанию по развитию самооценки были вложены огромные деньги, движение получило широкое освещение в медиа, но нигде оно не проявилось так сильно, как в американских школах. Младшеклассники бросали друг другу мячик, обмениваясь при этом комплиментами. В некоторых школах перестали использовать красные чернила при проверке заданий, поскольку много красного могло негативно сказаться на самооценке ребенка. Где-то повесили зеркала в рамках с подписью: «Ты смотришь на самого особенного человека на всем белом свете!» Дети в начальной школе использовали шарики, надувая их всякий раз, когда чувствовали, что их самооценка повышается, и выпуская воздух, если чувствовали себя уязвимыми. С детьми обращались, как с хрупкими елочными игрушками, опасаясь, что в противном случае успеваемость пойдет на спад. Критикуя инициативу развития самооценки в одном из своих монологов, известный комик Джордж Карлин ударил по самым очевидным брешам: если все дети особенные, а взрослые нет, то в каком возрасте наступает переход от особенного к обычному? Если же все дети особенные и все взрослые особенные, то получается, что особенные – абсолютно все и нет ничего особенного в том, чтобы быть особенным, следовательно, идея полностью теряет смысл.

Что немаловажно, перед началом внедрения так называемых «инициатив развития самооценки» (self-esteem initiatives) в образование под новое движение не подвели достаточной теоретической базы, которая бы доказала, что подобные инициативы будут иметь позитивный результат. В итоге социальные проблемы остались нерешенными, поколение 80–90-х не стало успешнее в учебе, работе или личной жизни, но долговременный эффект все же наблюдается. Психолог Джин Твендж отмечает, что миллениалы действительно имеют более высокую самооценку и склонны позитивнее воспринимать себя по сравнению с предыдущими поколениями в том же возрасте. При этом у миллениалов намного чаще встречаются проявления нарциссизма.

Так можно ли добиться развития ученика как личности? Многие специалисты полагают, что да. В настоящее время подъем в сфере образования переживает подход SEL – social and emotional learning, социальное и эмоциональное познание. Рассмотрим, как оно связано с образовательным процессом, как его можно внедрить в обучение и почему этот подход может оказаться успешнее предыдущих инициатив развития личности.

Социальное и эмоциональное познание – это взаимосвязь образования и развития человека. Это процесс формирования самосознания, самоконтроля и межличностных навыков, необходимых для достижения успеха в школе, в работе и в жизни. Основная задача SEL – воспитать личность, способную:

  • управлять эмоциями и достигать личных и общих целей;
  • чувствовать и проявлять эмпатию;
  • устанавливать и поддерживать отношения;
  • принимать ответственные решения с учетом интересов других людей.

Рассмотрим примеры использования подхода SEL в обучении.

В начальной школе Ван Несс (Округ Колумбия, США) поощряют развитие навыков креативного решения задач. В каждом классе имеется «уголок мастера», в котором есть все необходимые инструменты и материалы для работы над проектами, связанными с текущей темой обучения. Каждый реализуемый проект преследует три цели: закрепление и углубление изученного, решение актуальной задачи, развитие сопереживания и эмпатии. Например, изучая тему «Деньги», дети собирали ожерелья из глиняных бусин и продавали свои изделия. Деньги, вырученные в проекте, пошли в фонд помощи жертвам урагана в Пуэрто-Рико. 

В начале каждого дня в школе Ван Несс выполняют ряд действий, чтобы настроить учеников на занятия: каждого ребенка классный руководитель приветствует лично и задает цель на день. Ученики вовлекаются в работу в парах или группах, участвуют в проектах, направленных на развитие местного сообщества, чтобы привить детям чувство гражданственности. Дети учатся разным способам справляться со стрессом, например дыхательным упражнениям, которые можно использовать на протяжении дня. По итогам 2016/2017 учебного года школа Ван Несс заняла первое место среди 77 школ округа по уровню эмоциональной поддержки и второе – по организации работы в классе.

В средней школе Кинг (Портленд, штат Мэн, США) ученики могут почувствовать себя и сознательными гражданами, и учеными. Школьники работали совместно с управлением по озеленению Портленда, изучали различные виды деревьев и потребность в них в разных частях города, помогли дополнить базу данных по озеленению, используя профессиональное программное обеспечение. Результатом проекта стали письменные инициативы по озеленению тех районов, которые остро в этом нуждались. Ученики представили свои предложения на собрании местного сообщества, в число слушателей входили руководитель управления по озеленению, чиновники и жители города, включая других школьников. Выполняя этот важный проект, дети смогли примерить на себя профессиональные роли и развить социальные, эмоциональные и когнитивные навыки.

Такие долгосрочные проекты («экспедиции») являются частью сети El Education, объединяющей 152 школы в 35 штатах и направленной на развитие личности обучающихся. Заметим, что проектная работа – один из лучших практических способов развития социально-эмоциональных навыков.

Рассмотрим подробнее структуру SEL. Специалисты выделяют 5 ключевых аспектов данного подхода:

  • Самосознание. Важно развивать в детях осознание самого себя, своих сильных и слабых сторон. Это поможет ребенку стать объективно уверенным в себе, то есть он с готовностью будет проявлять себя в том, что является сильной стороной, и не стесняться просить помощи там, где она требуется. 
  • Самоконтроль. Люди, умеющие правильно контролировать себя, лучше справляются со стрессом и импульсивными порывами. Вместе с тем они более эффективны в постановке целей и поиске путей для их достижения.
  • Социальное сознание. Социально сознательные люди лучше воспринимают точку зрения других, что помогает им сопереживать. Это важный навык в современном быстро меняющемся мире, поскольку он помогает лучше понимать людей других культур, национальностей, социальных групп. 
  • Навыки межличностных отношений: общение, умение слушать, готовность к сотрудничеству. Эти навыки важны не только потому, что помогут школьникам добиться успеха в учебе (например, работа в паре или группе невозможна без общения и взаимодействия), но и потому, что они необходимы для выстраивания здоровых отношений в семье и с друзьями. 
  • Принятие ответственных решений. Обучая детей навыку принятия решений, важно показать им, как делать осознанный выбор с учетом безопасности других людей, социальных и этических норм.

Согласно отчету Национальной комиссии по социальному, эмоциональному и академическому развитию (США) от 2018 года, дети учатся лучше, когда их воспринимают не как объекты обучения, а как людей со своими социальными, эмоциональными и образовательными потребностями. Им требуется овладение такими навыками, как:

  • внимание; 
  • постановка целей; 
  • планирование будущего; 
  • взаимодействие с другими; 
  • видение разных точек зрения.

Подход SEL уже показал более высокие результаты относительно предыдущих образовательных инициатив, и специалисты надеются на большее. В отчете Национальной комиссии по социальному, эмоциональному и академическому развитию приводятся следующие данные:

  • 9 из 10 родителей полагают, что школа играет важную роль в формировании жизненных навыков;
  • по меньшей мере ⅔ нынешних и недавних учеников старшей школы согласны с тем, что посещение школы, в которой делается упор на социальное и эмоциональное познание, помогло улучшить их взаимоотношения со сверстниками и учителями, успеваемость, подготовку к обучению в вузе или началу карьеры;
  • 9 из 10 учителей считают, что социальным и эмоциональным навыкам можно научить и они принесут пользу обучающимся. При этом большинство учителей отмечают, что в этом им нужно больше поддержки; 
  • 8 из 10 работодателей заявляют, что социальные и эмоциональные навыки являются важнейшими для достижения успеха в работе, но при этом они реже всего встречаются у сотрудников. 
  • Масштабное исследование провела в 2013 году CASEL – ведущая организация в США по проблемам развития академических, социальных и эмоциональных навыков. На тот момент подход SEL уже применялся в некоторых американских школах. Опрос среди учителей выявил следующее: 

    • SEL повышает интерес школьников к учебе. 61% учителей в школах, где внедрен подход SEL, отмечают отсутствие интереса к учебе у школьников. Это на 16% ниже, чем в школах, где SEL не применяется.
    • SEL улучшает поведение. Ученики, обучающиеся по программам SEL, в среднем на 10% эффективнее справляются с решением поведенческих проблем.
    • SEL снижает количество случаев буллинга в школе. В школах, где реализуются программы SEL, на 50% ниже ежегодное количество ссор между обучающимися и на 19% – число случаев насильственного поведения.
    • SEL нормализует климат в школе. На 50% меньше учителей жалуются на негативный климат в школе, если там применяются практики SEL (21% против 44% в школах, где не используют подход). 

    Для успешного внедрения SEL в обучение необходимо:

    • создать позитивную обстановку в классе. Дети лучше учатся, когда чувствуют, что их уважают и о них заботятся. Важно дать это понять ученикам, а также показать, что как учитель вы доверяете им. Можно давать детям возможность проявить лидерские качества, создавая ситуации, в которых каждый ученик на каком-то этапе сможет принимать решения. Перед работой в группе или проектной работой объясните ученикам, что необходимо слушать других и работать в команде. До учеников важно донести, что задавать вопросы, если что-то не понимаешь, – это нормально и не нужно этого бояться; также не нужно бояться совершать ошибки или объяснять свою точку зрения; надо уметь слушать, что думают другие, и быть открытым для предложений. Внимательно следите за тем, как ученики взаимодействуют друг с другом, как себя при этом чувствуют и ведут; 
    • не наказывать, а разговаривать. Важно не наказать ученика за проступок, а исправить ситуацию, показав, что проступок – это плохой выбор. Необходимо обозначить нормы поведения в классе и регулярно возвращаться к тому, как эти нормы работают, проговаривая это с учениками; 
    • расширять понятие успеха. Успех в учебе – это не только оценка за контрольную. Не забывайте отметить и похвалить детей за то, что они не пасуют перед сложными заданиями, проявляют заботу по отношению к сверстникам, внимательно слушают других. Когда учитель подчеркивает подобные вещи, важные в контексте развития навыков, ученики понимают, в какую сторону им двигаться дальше. 

    Воспитанию эмоционально зрелой личности уделяют большое внимание в российских школах. Дети и их всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие являются важнейшим приоритетом государственной политики России, что закреплено в 67-й статье Конституции. Вступивший в силу с 1 сентября 2020 года Закон об образовании в новой редакции направлен на усиление роли воспитательного компонента в образовании детей и молодежи. Он распространяется на все виды учебных заведений. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций является одной из целей национального проекта «Образование».

    Согласно данным Министерства просвещения, сегодня в российских школах работают более 25 тысяч психологов. Перед регионами поставлена задача повышать количество психологов в школах и их квалификацию. О важности работы психологов говорили на прошедшем 14–15 мая 2021 года в Гатчине форуме молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство». 

    Большое внимание уделяется и воспитанию у детей гражданственности. В частности, на это направлена работа молодежных мероприятий проекта «Без срока давности». Цель проекта – сохранение исторической памяти. Для обучающихся проводятся творческие сессии и тематические конкурсы, организуются фестивали, работает онлайн-школа «Медиаволонтеры проекта «Без срока давности».  

    В заключение отметим, что за сравнительно короткое время подход SEL прошел длинный путь и доказал, что в современной школе можно и нужно вооружать детей не только знаниями, но и навыками, необходимыми для достижения успеха в быстро меняющихся реалиях мира XXI века. Взяв на вооружение практики SEL, школа может воспитать социально и эмоционально здоровых личностей, что благоприятно отразится и на академической успеваемости.