Научиться вместе решать проблемы ребёнка

Я уверен, что сегодня на семинаре была поднята самая сложная тема, которая много лет существует в образовании – взаимодействие родителей и школ. Методики преподавания физики и химии по сравнению с этим – вполне простые и понятные вещи.

И говорю так, потому что я стал учителем в 70-е годы, а в это время у нас в Оренбургской области был очень популярен «Родительский всеобуч». И должен сказать, что занятия этого «Родительского всеобуча» в то время были очень востребованы, можно было, как говорят в таких случаях, «хоть билеты продавать» на эти занятия. Но эти занятия вели не учителя (учителя были организаторами), а на них приглашались специалисты. Тогда не было психологов, но были врачи, юристы и другие очень интересные и важные для родителей специалисты. Это был некий «интернет» того времени для родителей. То, что теперь родители ищут в интернете, они тогда находили на этих занятиях.

Поэтому я думаю, что затронутая сегодня тема важная и нужная, но не могу скрыть, что, когда Людмила Викторовна Золотницкая говорила о причинах отсутствия позитивного взаимодействия, мне как учителю захотелось начать спорить, рассказывать, какие мы – учителя – хорошие, что мы все правильно делаем. Но спорить не могу, потому что, к сожалению, и сам сталкиваюсь очень часто с тем, о чем говорила Людмила Викторовна.

И я полагаю, что кроме просвещения родителей, нам сегодня нужно серьезно думать о просвещении нас – учителей – по вопросам взаимодействия с родителями. Мне пришлось много времени быть директором школы-интерната для детей-сирот, и я как директор и как учитель научился обходиться без родительской помощи, но все равно это менее эффективно, чем когда школа объединяется с семьёй. Когда мы встречаемся с родителями, мы должны научиться решать на этих встречах не наши проблемы, не проблемы родителей, а нам вместе необходимо научиться решать проблемы ребенка, решение которых зависят и от школы, и от семьи.

Как говорится, «любое сравнение хромает», но я всё равно люблю приводить примеры, связанные с физикой. И всегда говорю, что изменить траекторию движения человека, находящегося внутри автомобиля, можно только изменив траекторию движения самого автомобиля, иначе невозможно. И точно так же влиять на траекторию развития ребенка, который находится внутри семьи, можно только учитывая траекторию развития самой семьи. Поэтому мы просто обязаны научиться учитывать траекторию, влиять на нее, помогать траектории развития самой семьи. И это суперсложная работа. Но только тогда мы сможем влиять на траекторию развития ребенка.