За короткий период в России была создана федеральная научно-методическая система сопровождения педагогов, и региональная система является ее частью, считает начальник Управления образования и науки Липецкой области Лилия Загеева. О приоритетах в работе регионального руководителя в последние полтора года, о поддержке талантов и развитии цифровой грамотности, о трендах системы повышения квалификации педагогов она рассказала в интервью порталу Академии Минпросвещения.
– Лилия Александровна, вы пришли на должность руководителя регионального управления из высшей школы полтора года назад. Как формировались приоритеты в вашей работе в этот период? На чем акцентировали внимание?
– Первый приоритет, конечно же, воспитание в школе.
Как раз за то время, пока я возглавляю управление, для усиления воспитательной работы, для ее гармоничного сочетания с обучением многое было сделано Министерством просвещения. Появилась должность советника директора по воспитательной работе, начались выплаты классным руководителям, дан старт федеральному проекту «Патриотическое воспитание». Формируется среда, которая помогает ребенку разобраться в себе и в мире, приобщиться к духовно-нравственным ценностям народов России, историческим и национально-культурным традициям.
Второй приоритет, связанный с вхождением России в топ-10 стран по качеству общего образования, – внимание к каждому ученику.
Одну из своих задач я вижу в том, чтобы повысить образовательные результаты в школах, работающих в сложных социальных условиях. В прошлом году мы определили 155 таких школ, где результаты пока ниже, чем в остальных. С педагогическими и управленческими командами этих школ проводится системная работа, меняются подходы к обучению и воспитанию, и уже в 20% случаев есть рост результатов. Конечно, отправной точкой стал проект «500+», запущенный Министерством просвещения под лозунгом «Важен каждый ученик», – в нем участвуют 10 наших школ из 155.
Третьим приоритетом можно считать развитие цифровой образовательной среды.
Роль катализатора здесь, увы, сыграла пандемия, но векторы дальнейшего движения заданы федеральным министерством, в его структуре для этого был создан специальный департамент. И сегодня цифровая среда приносит ощутимую пользу участникам образовательного процесса, работа на электронных платформах становится привычной для педагогов. Важно, чтобы при подготовке к урокам они обращались к проверенным базам информации, а для профессиональной коммуникации использовали защищенные программы и социальные сети.
Еще один приоритет – совершенствование системы управления.
Здесь особенно помогает мотивирующий мониторинг Министерства просвещения. Он становится для нас инструментом собственного аудита, основанным на многофакторном подходе. Комплексная работа с критериями мониторинга помогает системно подойти к вопросу повышения качества образования в регионе. Включение в мониторинг муниципального уровня подчеркивает и ответственность муниципалитетов за достижение целей национального проекта «Образование», и необходимость слаженной совместной работы.
– В июле состоялось итоговое совещание Министерства просвещения Российской Федерации с регионами. Каковы его результаты? Что было особенно важно?
– Пожалуй, главный результат – всеобщий позитивный настрой на новый учебный год, понимание, что дети начнут его за партой. При этом учителя должны быть готовы проводить уроки как в очной, так и в дистанционной форме.
На совещании регионам было предложено составить совместно с Академией Минпросвещения план работы по повышению образовательных достижений учеников. В основе оценки достижений – критерии международного исследования качества образования PISA, так что эта работа будет способствовать вхождению России в топ-10 стран по качеству общего образования.
Сергей Сергеевич Кравцов подробно рассказал об изменениях ФГОС общего образования. Важно, что новые стандарты обеспечивают личностное развитие учеников, их гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. В документах закреплены инклюзивный характер образовательной среды, требование обеспечить полноценный доступ детей с ОВЗ к инфраструктуре школы.
Я бы отметила особое внимание министра к предстоящим августовским конференциям работников образования, а в этом контексте – перечень приоритетных для отрасли направлений, которые транслируются Федерацией и определяют региональную повестку в новом учебном году. Сергей Сергеевич поручил рассмотреть такие вопросы, как организация воспитательной работы, интеграция общего и дополнительного образования, работа с талантами. Исходя из этого, для липецкой областной конференции мы выбрали название «Воспитать успешного человека. Вектор регионального образования».
– Несколько слов о работе с талантами. Как она организована в Липецкой области? Что делается для достижения успеха каждого ребенка?
– В Липецкой области уже десять лет работает Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», и одна из его особенностей – участие ребят в решении задач от наших индустриальных партнеров. Например, профильная металлургическая смена, которую центр проводит вместе с Новолипецким металлургическим комбинатом, известна на всероссийском уровне. Школьники видят, как работает промышленное предприятие, проводят эксперименты в области нанотехнологий в настоящей научной лаборатории. Мне представляется, наш опыт был бы интересен в регионах, где также есть мощные градообразующие предприятия.
Центр «Стратегия» может заинтересовать коллег и своими программами сетевого взаимодействия на межрегиональном уровне. Такие программы реализуются совместно с региональными центрами Ленинградской и Калининградской областей – например, в конце июля 100 липецких школьников стали участниками многопрофильной образовательной программы в Ленинградском областном центре развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект». Безусловно, мы сотрудничаем и с Образовательным центром «Сириус»: педагоги центра «Стратегия» – постоянные участники стажировок и курсов повышения квалификации, которые он проводит.
Понятно, что с талантами должны работать профессионалы – самые сильные педагоги, ученые, неравнодушные люди из бизнеса. Но для центра «Стратегия» характерна еще одна особенность – привлечение его выпускников к работе с детьми. Некоторые из них, окончив вузы, возвращаются в центр в качестве преподавателей и волонтеров.
– Липецкая область – один из промышленных центров России, и очевидно, что взаимодействие с индустриальными партнерами не ограничивается сотрудничеством центра «Стратегия» и металлургического комбината. С кем еще налажена совместная работа? Как это влияет на качество образования?
– Прежде всего я бы отметила сотрудничество с компанией «Яндекс». Мы строим цифровую экономику, и без участия IT-индустрии в обновлении технологий и содержания школьного образования уже невозможно обойтись. Например, Липецкая область стала пилотным регионом для апробации платформы «Яндекс. Информатика» в 7-х классах – она внедрена почти в половине наших школ, в новом учебном году охватит все школы.
Вообще развитию цифровой грамотности школьников при поддержке IT-компаний мы уделяем особое внимание. В Липецке и Ельце открыты «Кванториумы», которые благодаря сетевому взаимодействию обучают не только городских, но и сельских школьников. В рамках нацпроекта создан Центр цифрового образования «IT-куб», где есть в том числе сертифицированные партнерские программы для педагогов и школьников. Запущен проект IT-bit – сеть цифровых лабораторий в школах поселков и малых городов, и это наша региональная инициатива, продолжение федерального проекта «Успех каждого ребенка».
За последние три года число выпускников школ Липецкой области, сдающих ЕГЭ по информатике, выросло в 1,5 раза, число участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике – в два раза, есть победы на заключительном этапе. На олимпиаде Национальной технологической инициативы первое место по треку «Искусственный интеллект» занял липецкий школьник.
Эти результаты стали возможны в том числе благодаря массовому повышению квалификации учителей информатики. В нашем Институте развития образования все они осваивают современные языки программирования и другие цифровые инструменты, организовано их непрерывное методическое сопровождение.
– Какие изменения, на ваш взгляд, сейчас происходят в системе повышения квалификации педагогов? Какие тренды определяют ее развитие на федеральном уровне?
– За короткий период была создана федеральная научно-методическая система сопровождения педагогов, координатором которой стала Академия Минпросвещения. Региональная система является ее частью. И здесь есть несколько важных аспектов.
Во-первых, наполняется Федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования – обучение по ним уже прошли более 700 липецких педагогов. Смысл единого реестра в том, чтобы каждый учитель, каждый директор мог соотнести свой запрос с содержанием программы и при этом был уверен в ее качестве, в ее соответствии современным реалиям. Кроме того, благодаря реестру заявить о себе могут региональные авторские коллективы.
Во-вторых, механизмы, созданные Академией Минпросвещения, дают регионам возможность трансляции своего опыта, обучения у коллег, поиска практик и инновационных идей, которые подходят именно нам. Для этого проводятся стажировки – например, в марте этого года мы принимали в Липецкой области управленческие команды из разных субъектов Федерации. Делились опытом использования финансовых и кадровых ресурсов для повышения качества образования, а теперь предлагаем Академии организовать еще одну стажировку по изучению моделей инклюзивного образования.
В-третьих, Академия Минпросвещения стала центром притяжения, который помогает регионам в реализации государственной образовательной политики. В прошедшем учебном году на совещаниях и других мероприятиях, организованных Министерством просвещения и Академией, побывали руководители ведомственных проектных офисов, ректоры институтов развития образования, работники центров непрерывного повышения педагогического мастерства, административно-педагогические команды.
– А на региональном уровне что меняется в системе непрерывного педагогического образования?
– На региональном уровне наша задача – выявлять запросы педагогов, сложности, которые у них возникают, и выстраивать маршруты их непрерывного профессионального развития. Для этого в Липецкой области сформирована инфраструктура методического сопровождения.
Один из трендов – развитие действительно непрерывной системы подготовки педагогов, начиная с предпрофессионального образования в школе. Этот тренд задает Министерство просвещения: неслучайно педагогические вузы переданы в его ведение и по всей стране открываются педагогические профильные классы. В Липецкой области создан педагогический кластер – региональный комплекс непрерывного образования, куда входят все организации, ведущие подготовку по педагогическим специальностям. В основе работы кластера – партнерство Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и Института развития образования.
Другой тренд – усиление внимания к работе с молодыми педагогами со студенческой скамьи. Сейчас у нас в области более 300 открытых педагогических вакансий, а вузы и профессиональные колледжи выпускают более 1 тыс. потенциальных педагогов ежегодно. Так что нужно, с одной стороны, активнее погружать студентов в школьную среду, с другой – способствовать тому, чтобы талантливые молодые педагоги не уходили из школы, то есть обеспечивать их сопровождение, развивать наставничество, создавать возможности для общения в рамках Ассоциации молодых педагогов.
Пример сетевого проекта ЛГПУ и ИРО – «Педагогические мастерские», работа которых продолжалась в течение трех месяцев. Учителя-мастера, выбравшие себе подмастерьев – студентов и молодых педагогов, помогали им готовить образовательный проект, осваивать новые методики, развивать 4K-компетенции. В сентябре такие мастерские заработают в каждом муниципалитете, объединив усилия организаций педагогического кластера и включив в эту работу еще больше молодых педагогов и студентов.
Говоря о новых трендах, не стоит забывать о традициях. В советские годы в Липецкой области работал известный всей стране педагог-новатор Константин Москаленко, создатель липецкого педагогического опыта, в основе которого – гуманные технологии, признанные частью педагогики сотрудничества. Его подходы мы используем, например, в работе с молодыми педагогами, в программах поддержки школ, которым пока не удается продемонстрировать высокие образовательные результаты. Реализуется сетевой проект «Гуманная школа – школа, в которой я хочу учиться».
– Какая роль в региональной модели отводится Институту развития образования?
– Его миссия – наполнять образование смыслом, опираясь на традиции, способствуя внедрению инноваций. В Липецкой области Институт развития образования – это многопрофильный образовательный комплекс. На правах обособленных подразделений в него входят Центр поддержки одаренных детей и детский технопарк «Кванториум», и там институт апробирует педагогические технологии и практики.
1 сентября этого года откроется еще одно подразделение – Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, и с этим событием мы связываем дальнейшую трансформацию региональной системы повышения квалификации. Хотим объединить ресурсы успешных и активных педагогов Липецкой области, развивать распределенную сеть муниципальной методической поддержки.