Семинар Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», посвященный проведению августовских педсоветов, прошел 16 августа 2022 года. В ходе семинара обсуждались подготовка и проведение традиционных мероприятий на федеральном, региональном и школьном уровнях.
Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Наталья Костюк отметила, что с 12 августа 2022 года в стране стартовали региональные профессиональные встречи: конференции, форумы педагогов и т. д., а также акцентировала внимание на документах, направленных Минпросвещения России в органы исполнительной власти субъектов РФ, включающих приоритетные направления государственной политики в сфере образования. Так, министерство рекомендует в ходе августовских мероприятий обратить внимание на такие аспекты, как использование государственной символики РФ; чествование педагогов, имеющих богатый профессиональный опыт; мотивирование молодых педагогов и помощь во вхождении в профессию; а также взаимодействие с родительской общественностью.
«Августовские совещания – это не просто традиция отечественной педагогической школы, это возможность определить приоритеты, выработать единые подходы, договориться о единых инструментах реализации государственной политики в сфере образования», – подчеркнул и.о. ректора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин, обращаясь к участникам вебинара.
В своем выступлении Павел Кузьмин также обозначил приоритетные направления, которые должны найти свое отражение на августовских совещаниях: реализация проекта «Школа Минпросвещения России», внедрение ГИС «Моя школа» и особенности проведения воспитательной работы с обучающимися.
Председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва рассказала о том, как будет проходить августовский педсовет в регионе. Очень ответственно в Ленинградской области подошли к содержанию повестки педсовета, который станет и местом коммуникации педагогов, и пространством для поиска мотивации, смыслов и погружения в актуальную тематику. Особое внимание при подготовке к педсовету уделили синхронизации федеральной и региональной образовательной повесток, а также подготовке разноуровневого контента. Участников педсовета ждут самые разнообразные форматы работы: тематические площадки, проектные мастерские, мастер-классы, открытый диалог с экспертами, педагогическое кафе и т. д.
Опыт Тамбовской области, где августовские мероприятия уже стартовали, представила ректор Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области Татьяна Мирзаева. В эти дни в регионе проходит августовский педагогический форум «Образовательная политика Тамбовской области: проектирование системных изменений» – крупнейшее региональное событие в сфере образования. Архитектура форума представляет собой целую систему взаимосвязанных педагогических мероприятий, частью которых является серия межмуниципальных августовских педсоветов, охвативших широчайший круг тем, а также муниципальные и школьные педсоветы.
Татьяна Балуева, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 9 города Абакана, член Всероссийского экспертного педагогического совета, рассказала, что темы августовских педсоветов были рассмотрены на Совете, и отчет о деятельности Совета, в частности, будет представлен в рамках педсовета в Республике Хакасия. Работа на мероприятии будет выстроена в формате совещаний, семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов, презентационных и дискуссионных площадок. Разнообразие тематических треков, разработанных в сотрудничестве с региональным методическим активом, позволит каждому участнику найти тему по душе.
В рубрике «Вектор государственной образовательной политики» выступил заместитель генерального директора Политехнического музея Константин Фурсов. Он рассказал о новых возможностях, которые открывают перед обучающимися и педагогами образовательные и просветительские проекты музея. Так, школьники смогут познакомиться с научными методами познания и инструментами работы науки; попробовать себя в роли научных журналистов; посетить ведущие вузы страны и узнать, как организована работа ученых в крупных научных лабораториях; встретиться с ведущими учеными и экспертами и задать им интересующие вопросы. Для педагогов предусмотрены экспертные онлайн-семинары, которые помогут узнать, как дополнить школьный курс актуальной научной информацией, а также ряд других просветительских мероприятий.
Руководитель Федерального методического центра Академии Минпросвещения России Альбина Бучек представила программы дополнительного профессионального образования, разработанные Академией для региональных методических активов.
Итоги семинара подвел президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина:
«К счастью, есть много общего в августовских конференциях, которые проходили 50 лет назад и сейчас. Если мы хотим держать в своих руках будущее, опираться мы должны на традиции. И то, что традиции работают, сохраняются в системе образования, мне кажется, очень важно».