Специальный выпуск семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», посвященный вопросам музейной педагогики, состоялся 23 ноября в музее-заповеднике «Царицыно». Участники семинара обсудили организацию работы школьных музеев, их роль в развитии и воспитании школьников, а также современные навыки кураторов музеев, программы подготовки и повышения квалификации руководителей школьных музеев.
«Школьный музей – центр патриотического воспитания, он отвечает за сохранение культурно-исторической памяти. Это центр по развитию и сохранению культурных традиций образовательных организаций. Для нас очень важно, что школьный музей – это пространство развития и самореализации школьников, а также информационная среда, которая позволяет им более осознанно относиться к исторической памяти и двигаться вперед с опорой на те ценности, которые сохраняются в наших школьных музеях», – отметил в своем выступлении и.о. директора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин.
Начальник Управления исследования и разработки Академии Минпросвещения Ольга Суханова рассказала о возможностях, которые предоставляет Академия для повышения квалификации по направлению «музейная педагогика». В первую очередь, это курс «Музейно-педагогическая деятельность школьного краеведческого музея в контексте реализации требований примерной программы воспитания». Курс, рассчитанный на 16 часов, стартует в Академии Минпросвещения 6 декабря 2021 года. Слушатели познакомятся с основами музейной педагогики и краеведения, изучат вопросы организации и подходы к музейно-педагогической деятельности с использованием цифровых инструментов, научатся разрабатывать экскурсии, квесты, викторины краеведческой направленности.
Кроме того, в 2022 году Академия предложит курс «Три шага по созданию школьного музея: школа начинающего руководителя музея», который уже успешно прошли более 350 слушателей.
В свою очередь, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина рассказала об основных направлениях работы музея-заповедника со школьниками и педагогами, включая программу «Учебный день в музее», в рамках которой школьники вместе с учителем работают по методикам, разработанным музеем-заповедником, в различных предметных областях.
О цифровизации и цифровых компетенциях педагога в контексте организации работы школьных музеев рассказал заместитель генерального директора Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество Знание» Арсений Майоров: «Одно из главных требований к музеям в современных условиях – это культура не потребления, а соучастия. Требования, связанные с иммерсивностью, роботизацией, дополненной реальностью, становятся действительностью, и педагоги и работники школьных музейных пространств тоже должны нарабатывать цифровые компетенции, так как учитель взаимодействует с наиболее требовательной аудиторией – детьми и подростками».
На семинаре также выступили руководители школьных музеев из Пскова, Санкт-Петербурга и Курска, которые рассказали об опыте организации школьных музеев в своих регионах, инклюзивном обучении средствами музейной педагогики, о школьном музее как уникальной развивающей среде, а также о том, как сделать школьный музей интересным для всех.
Запись вебинара доступна по ссылке.