Проектно-стратегическая сессия проректоров по образовательной деятельности педвузов прошла в Академии Минпросвещения России 18–19 октября.
На площадке мероприятия проректоры педагогических вузов, курирующие образовательную деятельность, обсудили актуальные направления развития высшего педагогического образования России.
Спикером стратегической сессии выступил директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Павел Кузьмин. В своем докладе он рассказал о росте интереса абитуриентов к педагогическому образованию, что доказывают результаты приемной кампании, и отметил, что изменения в системе общего образования являются основой для проектирования образовательных программ подготовки будущего учителя. Директор Департамента также обратил внимание слушателей на качественные изменения в системе высшего педагогического образования, которые уже произошли с момента внедрения единых подходов.
«Содержание рабочих программ дисциплин по профилям подготовки выстраивается с учетом требований ФГОС общего образования, актуальных проектов развития общего и дополнительного образования детей. Нивелирован разрыв в объеме предметной, методической и практической подготовки педагогов в разных вузах, внедрены единые и прозрачные требования к результатам подготовки по каждому модулю. Обновленные программы предусматривают погружение в профессиональную среду уже с первого курса», – подчеркнул Павел Кузьмин.
Директор Департамента акцентировал внимание на работе учебно-педагогических округов как новом векторе развития взаимодействия субъектов системы образования. Также он отметил необходимость интеграции проекта «Разговоры о важном» в процесс обучения студентов педагогических вузов: «Проект «Разговоры о важном» должен быть в программе подготовки будущего учителя, необходимо продумать механизмы включения и условия реализации проекта в учебном процессе педагогического вуза».
И. о. ректора Академии Минпросвещения России Максим Костенко в своем выступлении отметил важность формирования мировоззренческих ценностей и развития профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров в едином образовательном пространстве нашей страны. «Отличительная черта миссии учителя – максимальная роль и влияние его личности на развитие личности обучающихся», – подчеркнул Максим Костенко.
Проректор Академии Минпросвещения России Хож-Ахмед Халадов и начальник управления взаимодействия с педвузами Инна Головина представили результаты мониторинга внедрения «Ядра высшего педагогического образования» в педагогических вузах страны. В докладе отмечено, что педагогические вузы встроены в общую федеральную повестку развития высшего педагогического образования, программы подготовки будущего учителя сформированы по единой структуре и каждый педагогический вуз работает в тесном сотрудничестве со своим регионом.
Хож-Ахмед Халадов отметил: «Ядро высшего педагогического образования – это элемент единой непрерывной системы подготовки педагога. При этом университеты, подведомственные Минобрнауки России, при проектировании образовательных программ также ориентируются на принципы «Ядра», воспринимая его как своего рода конвенцию, соглашение профессионально-педагогического сообщества относительно структуры и содержания педагогической подготовки».
В своем выступлении начальник Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора Ольга Якимчук обратила внимание слушателей на важность соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также требований ФГОС.
На площадке мероприятия проректоры педагогических вузов представили свой опыт по совместной реализации образовательных программ, использованию инфраструктурных возможностей в учебном процессе, формированию единого банка фондов оценочных средств, организации практической подготовки будущих педагогов, промежуточной и итоговой аттестации в новых форматах и др.
Организаторами семинара выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России.