Министр просвещения поддержал идею проведения конкурса проектов по перезагрузке школьных пространств

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов вместе с руководителем федерального штаба общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры, председателем комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Натальей Кравченко дал старт в подмосковной гимназии имени Е.М. Примакова студенческой экспедиции «Школа мечты» в рамках межвузовского проекта «Открываем Россию заново». В ходе открытого разговора о задачах развития российской школы, в том числе образовательных пространств, участники обсудили создание нового конкурса среди молодых архитекторов и дизайнеров по проектированию комфортной и функциональной образовательной среды в учебных заведениях.

«Сегодня нам важно сформировать свой стиль при создании пространств для образовательных организаций. В этом направлении уже есть много отечественных наработок, учитывающих передовой международный опыт, уникальный уклад российской школы и наши культурные традиции. Участники экспедиции «Школа мечты» вышли с инициативой всероссийского конкурса реальных проектов преобразования российских школ для молодых специалистов, архитекторов и дизайнеров. Министерство готово поддержать эту идею. В рамках подготовки студентов к конкурсу будет запущена творческая мастерская от архитектурных бюро, заинтересованных в тиражировании своего опыта и поиске молодых талантов для реализации своих проектов. Молодежь хочет работать над реальными проектами, и сейчас удачный момент: в России полным ходом идет беспрецедентная по масштабам программа «Модернизация школьных систем образования». За пять лет будет отремонтировано больше 7300 школ. Важно, чтобы ребята могли увидеть воплощение своих идей. В этом мы можем помочь: связать регионы, компании и профильные образовательные организации», – сказал Сергей Кравцов.

Он обратил внимание на то, что современные архитектурные и дизайнерские решения необходимы в организациях всех уровней системы образования: в детских садах, школах, колледжах.

«В России почти 70 вузов готовят по направлению «Архитектура». Это большой ресурс для того, чтобы помочь российской школе обрести новое, более современное звучание. Тем более что в стране полным ходом идет масштабная федеральная программа по капремонту школ. Ожидания от этой программы у детей и родителей очень высокие, – поделилась Наталья Кравченко. – Практически все профессиональные дизайнеры и архитектурные бюро, которые работают в сегменте образовательных пространств, также заинтересованы в привлечении талантливой молодежи в эту сферу и готовы инвестировать свое время и силы в их развитие. Но нужен механизм массового вовлечения талантов в решения этой задачи. Студенческая экспедиция «Школа мечты» как образовательный практико-ориентированный интенсив – это только начало, пилот. Мы с Министерством обсуждаем запуск Всероссийского архитектурного студенческого конкурса проектов модернизации школьных пространств».

По словам председателя комиссии Общественной палаты, программа «Школа мечты» заключается в том, что студентам российских вузов, обучающимся по направлениям архитектуры и дизайна, предлагается ознакомиться с передовым опытом создания лучших школ страны, увидеть современные тренды в этой области, пообщаться с ведущими экспертами и применить эти знания на практике, переосмыслив пространства давно построенных школ, в том числе в ходе федеральной программы по капремонту.

Победитель конкурса «Учитель года России – 2022» Дмитрий Лутовинов отметил, что очень востребованными в школе остаются идеи, связанные с планированием общественного пространства, так как и сами ученики, и педагоги проводят в здании школы большую часть времени. Он рассказал, что школе № 16 подмосковного Орехово-Зуева, где он преподает историю, в следующем году предстоит капитальный ремонт и помощь молодых специалистов-дизайнеров была бы бесценна.

В ходе мероприятия студенты третьих-четвертых курсов факультетов архитектуры и дизайна МПГУ, МГПУ, ДВФУ и других вузов рассказали, в каких проектах им уже удалось принять участие и какие инициативы в сфере образования они планируют реализовать. Ребята разрабатывали дизайн-проекты в государственных и частных школах, проектировали здания школ с учетом различного климата на территории России, в том числе для регионов, где дети ходят в школу в условиях крайне низких температур. Они представили свои решения для организации учебного процесса в условиях меняющейся окружающей среды в так называемых кочевых школах.

Ученики школы искусств «Старт» презентовали свои оригинальные идеи для школьных пространств в графике и цвете. Участие во встрече приняли также члены Совета учителей-блогеров, участники Форума классных руководителей, участники детско-юношеского объединения «Сила – в правде!». На примере гимназии имени Е.М. Примакова они познакомились с передовым опытом создания современных образовательных пространств.

Темами обсуждения также стали реализация беспрецедентной программы строительства новых школ в рамках нацпроекта «Образование» и создание в учебных заведениях продвинутой инфраструктуры не только основного, но и дополнительного образования и внеклассной работы.