Министр образования Омской области Татьяна Дернова: «У нас с вами есть величайшая функция – воспитание духовности, нравственности»

На YouTube-канале Академии Минпросвещения России в рамках проекта «Первому приготовиться» размещено видеоинтервью заместителя председателя правительства, министра образования Омской области Татьяны Дерновой. Она, в частности, рассказывает о своей трудовой биографии, о достижениях системы образования Омской области и о том, что необходимо сделать для создания команды региональных управленцев. Приводим самые интересные фрагменты интервью.

Об уроках французского
По первому образованию Татьяна Дернова – учитель французского языка. Именно этот иностранный язык она изучала в школе. Поначалу хотела изучать английский, но класс разделили на две группы – английскую и французскую, и она оказалось во французской. Так что первые уроки Татьяна Васильевна бойкотировала – просто отказывалась их посещать, хотя была отличницей и, казалось бы, не должна была нарушать школьные порядки.

И тогда с ней провела работу очень мудрая классный руководитель – убедила ее в том, что нужно все-таки поприсутствовать на уроке и хотя бы понаблюдать. А дальше свою роль сыграла учительница французского языка. «С первых минут знакомства с ней и наблюдения за ее работой у меня родилась любовь к профессии учителя, и я хотела быть только такой, как Алина Дмитриевна, – вспоминает Татьяна Дернова. – Каждый год обучения, каждый ее урок укреплял меня в понимании моего будущего, и только благодаря ей я пошла в педагогический институт. Вместе со мной пошли еще двое моих одноклассников; три человека из группы в десять человек – это величайший результат».

Когда на вступительном экзамене в институте (в то время абитуриенты еще не сдавали ЕГЭ) ее спросили, кто был ее учителем в школе, она назвала Алину Дмитриевну. Ей задали дополнительный вопрос – об оценке по французскому в аттестате (там, естественно, была пятерка), поблагодарили и поставили пятерку за вступительный экзамен, больше ни о чем не спросив. Причина в том, что у Алины Дмитриевны в педагогическом сообществе Омской области был высочайший авторитет, и у преподавателей вуза не возникало сомнений в качестве знаний ее выпускников.

О дистанционном обучении
Татьяна Дернова вспоминает, как в период пандемии регион переходил на дистанционные обучение, как на старте рухнули все платформы, нужно было как-то выкручиваться, а затем постепенно удалось наладить нормальную работу.

«Я не сторонник дистанционного обучения в чистом виде, я за разумное сочетание традиционного обучения и цифровых образовательных платформ, – рассказывает Татьяна Дернова. – В пандемию учителям и родителям было непросто, к дистанционному обучению не были приучены наши дети. Обычно мы пытаемся уговорить их не сидеть за компьютером целыми днями, а тут им пришлось целыми днями учиться с помощью компьютера – слушатель учителей, выполнять задания. А рядом были их близкие, родственники, кто-то из них болел».
По ее мнению, у дистанционного образования того периода были и преимущества: родители стали больше времени проводить со своими детьми, лучше их узнали, появились даже новые семейные традиции. Воспитатели детских садов проводили для детей дистанционную зарядку по утрам, и вместе с детьми ее делали другие члены семьи. Мамы и бабушки начали делиться с детьми и внуками своими творческими умениями.

В тот период в очередной раз стало ясно, что профессия учителя будет существовать вечно. «Напитать ребенка знаниями, научить что-то делать и понимать предмет – это одно, но у нас с вами есть величайшая функция – воспитание духовности, нравственности, – говорит Татьяна Дернова. – И никакая цифровизация, никакие приборы и системы не заменят учителя как личность. Есть другие страны, где также развита цифровизация, но везде образовательный процесс осуществляют люди».

О работе с муниципалитетами
Татьяна Дернова начала работать в Министерстве образования Омской области в должности заместителя министра в 2012 году и сразу же познакомилась с руководителями муниципальных органов управления образованием. «При первом общении стало понятно, что они далеки от образовательного процесса, – вспоминает она. – С них спрашивают создание комфортных условий – чтобы в школах было тепло, чтобы не текли кровли. Друг друга они не знали – встречались на августовских конференциях, были там пассивными слушателями».

И тогда Татьяна Дернова вместе с ректором Института развития образования Омской области Татьяной Горбуновой стали выезжать в муниципалитеты, знакомить руководителей муниципальных органов управления образованием друг с другом, формировать команды региональных и муниципальных управленцев. Эта работа продолжалась семь-восемь лет, и было непросто: коллеги из муниципалитетов не очень хотели что-то проектировать, они привыкли просто приезжать на совещания и отмалчиваться. А тут пришлось высказываться и начинать работать.

«Достижение, в том числе мое личное, – создание региональной команды, которая на сегодняшний день движется в одном направлении, думает одинаково, понимает, что нужно делать. Любое наше общение – это не театр одного актера, а совместная работа, по окончании которой люди получают тот материал, который им пригодится, когда они вернутся в свой муниципалитет и продолжат работать с директорами и педагогами», - рассказывает Татьяна Дернова.

Работа с чиновниками и обучение чиновников, по ее мнению, должны быть практикоориентированными, а начинать нужно с планируемого результата. Аналогия – урок в современной школе, где также нужно понимать, для чего он проводится и какой результат будет в финале. Еще один принцип – взаимное обучение, когда команда одного муниципалитета обучает команду другого. Именно так формируется региональная команда работников образования.

Подробнее об этом и многом другом можно узнать из видеоинтервью Татьяны Дерновой, которое провел советник Академии Минпросвещения, в прошлом учитель, директор школы и заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Фертман.