На YouTube-канале Академии Минпросвещения России в рамках проекта «Первому приготовиться» размещено видеоинтервью министра образования Новосибирской области Сергея Федорчука. Он рассказывает о своей преподавательской работе, о лучших региональных практиках, о профессии учителя и о многом другом. Приводим самые интересные фрагменты интервью.
Об уроках и учениках
Сергей Владимирович Федорчук – потомственный педагог: его мама была учительницей химии, рано вышла из декрета, так что с полутора лет он проводил время в лаборантской.
До прихода во власть успел поработать учителем истории в разных школах Новосибирска. Увлекался программированием: в Городском центре информатизации «Эгида» обучал педагогов информационным технологиям. Создавал краеведческие порталы, на одном из которых историю родного края пишут сами жители.
По преподавательской работе Сергей Федорчук очень скучает. В школе он брал нагрузку 35-40 часов, при этом у него никогда не было похожих уроков. «Уроки мне снятся, снятся дети, снится лицо ученика: не могу вспомнить, как его зовут, а утром просыпаюсь и вспоминаю», – делится он.
О лучших практиках
Многие инициативы, которые пришлись по душе новосибирцам, придуманы в рамках нацпроекта «Образование», подчеркивает Сергей Федорчук. Он отмечает, в частности, большой успех центров поддержки одаренных детей, организованных по модели «Сириуса». Практики, выработанные в новосибирском Региональном центре «Альтаир», по его мнению, пригодились бы в других регионах: например, в части интеграции с другими учреждениями, в том числе спортивными, и с «Кванториумами».
Министр также говорит об особой роли Российского движения школьников в развитии образования в регионе. Прежде всего это касается профориентации в педагогической сфере. За последние пять лет благодаря РДШ число школьников, выбравших профессию учителя, выросло в 7 раз.
Еще один проект, о котором рассказывает Сергей Федорчук, – «Сетевая дистанционная школа» – был придуман в Новосибирске и позволил региону легче перейти на дистанционное обучение. Сейчас он трансформирован в проект «Сетевой учитель», в рамках которого сильные учителя ведут дистанционные уроки для учеников школ, где есть учительские вакансии.
В течение 11 лет в Новосибирской области ведется обучение в специализированных классах – инженерных, медицинских, – и на детей, которые в них учатся, выделяется трехкратный норматив. Это позволяет обеспечивать кадрами региональную экономику, в том числе науку: новосибирский Академгородок известен всей стране, и здесь нужны люди с научным мышлением.
В Новосибирске действует Областной центр диагностики и консультирования, практики которого в прошлом году признаны на уровне страны, подчеркивает Сергей Федорчук. Одним из первых регион открыл ресурсные классы для детей с нарушениями аутистического спектра.
О профессии учителя
На вопрос, что ждет профессию учителя в условиях глобальной цифровизации и внедрения искусственного интеллекта, Сергей Федорчук отвечает: «Ничего не ждет. Какой она была, такой и останется. Просто появились новые компетенции. Когда-то перьями писали, а сейчас ручками пишем. Профессия учителя зиждется на тех же основаниях, что и профессия врача: это всегда контакт, социализация, коммуникация».
Министр убежден, что учитель должен иметь доброе сердце: чтобы помочь ребенку, нужно его принять. Ребенок – это человек, у которого есть право выбора, и задача учителя – нарисовать ему дорогу, расставив вдоль этой дороги вехи, чтобы он правильно ориентировался. К учителю ребенок приходит, как крошка-сын к отцу у Маяковского, с вопросом, что такое хорошо и что такое плохо.
Сергей Федорчук считает, что для молодых учителей очень важно вхождение в профессию, и здесь ключевую роль играет наставничество, поддержка со стороны коллег. Когда-то такую поддержку оказывали методические службы, но в 2005 году, констатирует министр, от них отказались, «я был последним методистом в районе», и только сейчас начинается их возрождение.
По мнению Сергея Федорчука, профессия учителя, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, будет жить, пока живет общество. «Может быть, когда-нибудь учителя будут иметь в голове дополнительный чип, чтобы больше помнить, – иронизирует министр, – но людские, человеческие качества будут присутствовать в их работе всегда».
Подробнее об этом и многом другом можно узнать из интервью Сергея Федорчука, которое провел советник Академии Минпросвещения России, в прошлом учитель, директор школы и заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Фертман.