Тема воспитания важна и сложна, связана с глубинными процессами в жизни ребенка на протяжении всех одиннадцати лет его обучения в школе, ведь именно в этот период формируется личность гражданина России», – отмечает министр образования Иркутской области Максим Парфенов. В интервью журналу «Время образования» он также рассказал о создании психолого-педагогических классов в школах Приангарья, о подходах к решению кадровой проблемы, о профессиональном развитии педагогов, а также об оригинальных проектах системы образования Иркутской области.
Система образования Иркутской области
– Максим Александрович, в 2022 году особое внимание государственной политики в сфере общего образования обращено на обновление системы воспитания. Какие изменения в этом направлении Вам представляются особенно важными? Как решаются поставленные задачи?
– Сегодня каждый из нас понимает жизненную необходимость реализации ключевых позиций федеральной образовательной политики, закрепленной в целом ряде стратегических документов. И безусловным приоритетом среди них, конечно, является воспитание подрастающего поколения, поэтому в настоящее время крайне важно правильно выстроить систему воспитания наших детей.
В субъектах Российской Федерации мы видим свою миссию в том, чтобы при поддержке Министерства просвещения, Академии Минпросвещения России создавать условия для решения этой задачи. Понимаем, что тема воспитания не только важна, но и сложна, ведь она связана с глубинными процессами в жизни ребенка на протяжении всего обучения, когда активно формируются личностные установки наших детей, гражданская позиция, твердые убеждения и высокие нравственные ценности. Для этого в школах Иркутской области, впрочем, как и в других регионах, сегодня проводятся различные мероприятия. Среди них еженедельный подъем Государственного флага и исполнение гимна Российской Федерации – это становится замечательной традицией, такой важной и нужной для школьников, у которых формируется глубокое понимание значимости государственных символов, воспитываются патриотизм, уважительное отношение к прошлому и настоящему нашей страны.
Сегодня актуальными для школьников являются и внеурочные занятия «Разговоры о важном», посвященные самым разным темам, которые волнуют наших детей.
Учителя не должны отставать от своих учеников – только так они смогут составлять конкуренцию любым другим источникам знаний и пользоваться авторитетом у своих учеников.
На мой взгляд, эта работа в государстве под руководством Минпросвещения России строится грамотно, на очень высоком профессиональном уровне. В свою очередь, наши педагоги и управленцы осознают значимость поставленных задач. Причем активно включаются в их реализацию и те, кто прошел советскую школу, и те, кто сегодня только начинает свой профессиональный путь.
– Какие еще примеры проявления профессионализма команды Министерства просвещения Вы могли бы привести?
– Самый очевидный пример – ее действия в период пандемии. Благодаря четкой и оперативной работе Министерства просвещения Российской Федерации система общего образования в масштабах страны смогла выстоять и не ухудшила свои показатели.
Два с половиной года назад пришлось срочно переводить все школы в дистанционный режим. Мы получали немало обращений родителей, которые видели в этом угрозу традиционному формату образования, у части учителей отсутствовали компетенции, необходимые для проведения онлайн-уроков. Но мы успешно преодолели эти трудности, школа как социальный институт подтвердила свою устойчивость, работоспособность и востребованность, был дан стимул к дальнейшему развитию современных образовательных технологий.
И сегодня Министерство просвещения совершенствует цифровую образовательную среду в школах, выделяя средства на компьютерное оборудование и одновременно создавая ГИС «Моя школа». Мы, в свою очередь, разъясняем суть этих изменений родителям, потому что у них попрежнему остаются вопросы о рисках цифровизации, связанных, например, с безопасностью персональных данных. Необходимо понимать, что школа не может сегодня закрыться от окружающего пространства, где цифровизация стала нормой. На смену мелу и доске приходит современное цифровое оборудование, а вместе с ним – верифицированный контент, созданию которого Министерство просвещения уделяет особое внимание. Поэтому важно работать еще над одним аспектом воспитательной работы – формированием культурного человека, владеющего современными технологиями. Ребенку с детства нужно объяснять, почему нельзя заходить на сайты с недостойным контентом или, например, отвечать на телефонные звонки мошенников.
На этом пути школе нельзя останавливаться. Я уверен, что в ближайшие десятилетия школа не перейдет в виртуальное пространство, ведь ничто не сможет заменить живое общение учителя и обучающихся.
Полную версию интервью читайте на официальном сайте журнала Академии Минпросвещения России «Время образования» по ссылке.