
О влиянии любопытства на память указывают и результаты исследования Калифорнийского университета в Дейвисе (США). Детям, которые принимали участие в исследовании, задавались различные, не связанные между собой вопросы, и затем давались на них ответы. Выяснилось, что информация, связанная с темами, которые вызывают у детей интерес (например, динозавры), запоминается лучше, и участники могут без труда воспроизвести ее по прошествии некоторого времени. Кроме того, дети, которые проявляли больше всего любопытства во время беседы, легче вспоминали правильные ответы позже.
Эксперты даже установили реальную связь между любопытством и отметками детей в школе! Психологи из Мичиганского университета (США) пришли к выводу, что успеваемость у любопытных учеников выше, и особенно это прослеживается у детей из малообеспеченных семей, так что любопытство даже способно в некоторой степени сократить образовательный разрыв между учениками из семей с разным достатком.
Раз любопытство так полезно для развития ребенка, можно ли его как-то развить или натренировать? И да, и нет. С одной стороны, любопытство – это естественная реакция на происходящее вокруг. Например, ученый-когнитивист и исследователь Элизабет Бонавиц сравнивает его с чувством жажды или голода, и, следуя этой логике, развить любопытство как отдельную черту или навык невозможно. С другой стороны, можно создавать ситуации, которые стимулировали бы любопытство ребенка и направляли его в нужное русло. Так, Бонавиц советует отмечать пробелы в знаниях учеников и мягко указывать на них – когда дети чувствуют, что их ответ неполный, они сами будут искать дополнительную информацию. Также можно обращать их внимание на двусмысленность в каких-то фактах, поскольку несоответствие информации автоматически провоцирует интерес. Установлено, что уже в возрасте 4 лет дети способны подмечать противоречия в полученной информации.
Вдобавок к перечисленным рекомендациям британское издательство Pearson Education советует взрослым самим проявлять любопытство, тем самым становясь соучастниками процесса обучения: видя интерес в других, ребенок и сам будет замотивирован на поиск новой информации. Также хорошей идеей будет демонстрация различных точек зрения на одно явление: различия в мнениях и даже их полярность побуждает задуматься и развить собственное видение. Этому способствует организация в классе дебатов, дискуссий, круглых столов и т. д. При этом важно хвалить детей за проявленное любопытство и отличающуюся точку зрения, тем самым поощряя их к высказыванию мнений и открытой дискуссии. Зная, что его мнение, каким бы оно ни было, ценно, ребенок будет охотнее делиться своими мыслями, одновременно прислушиваясь к другим и таким образом расширяя свою картину мира.
В отличие от большинства аспектов социального и эмоционального познания, любопытство является врожденным и хорошо развивается в благоприятной образовательной среде, где детям предлагается задавать вопросы, исследовать окружающий мир и выражать свои взгляды и интересы. Именно в такой среде вырастают образованные и открытые всему новому люди. Таким образом, важная задача современного образования и воспитания – создать условия, при которых любопытство и стремление к познанию будут поощряться.