Лариса Ревуцкая считает себя прежде всего учителем – «человеком, который любит образование как таковое» и только потом управленцем. Еще будучи выпускницей школы, на организационном собрании в Саратовском госуниверситете, куда она поступила на мехмат, она спросила декана, сможет ли она после окончания университета работать учителем. На это очень уважаемый профессор ответил: «Да, девочка, уж кем-кем, а учителем ты работать сможешь».
Окончив университет, Лариса Анатольевна 16 лет проработала учителем в одной школе, затем стала ее директором, после чего занимала и другие руководящие посты в системе образования и в органах власти. Министром образования и науки Республики Марий Эл работает второй месяц. Свободного времени немного, но как только оно появляется, старается заниматься спортом, читать профессиональную и художественную литературу. С удовольствием читает романы Гузели Яхиной, детективы норвежского автора Ю Несбё.
На должности министра ощущения иные, чем даже на уровне муниципального руководителя, где больше работы в горизонтальной плоскости – с руководителями образовательных организаций. Теперь же в основе работы – управленческая вертикаль. «Я прежде всего понимаю, что я член большой команды под руководством Министра просвещения, которой доверена серьезная миссия проводить преобразования, реализовывать новые идеи на местах, в регионах. На мой взгляд, это очень ответственно», – считает Лариса Ревуцкая.
В этой работе, конечно, помогает прежний опыт учителя и директора: «Я прекрасно понимаю, как будут исполняться те или иные поручения, как будут реализовываться решения непосредственно на месте, вплоть до того, какой временной промежуток необходим для исполнения. Я на самом деле очень рада, что мне довелось пройти все ступени в профессии».
О планах региональной системы образования
В ближайшей перспективе система образования Республики Марий Эл будет максимально участвовать в федеральных проектах и программах, подчеркивает Лариса Ревуцкая. Регион в этом нуждается, и привлечение федеральных средств является достаточно важным. Предстоит введение в строй двух новых школ, причем одна достаточно крупная – в большом муниципальном районе, граничащем с Йошкар-Олой, а другая – всего на 60 мест в самом дальнем муниципальном районе. «Ее введение не менее важно», – заявляет министр.
В республике будет продолжена работа по созданию школьных «Кванториумов» и «IT-кубов», а также реализация мероприятий федерального проекта «Цифровая образовательная среда». По мнению Ларисы Анатольевны, важно не просто получить оборудование, но и грамотно его использовать, и примеров такого использования с положительными результатами на территории республики немало. Безусловно, приоритетом остается участие в движении «Молодые профессионалы». В системе среднего профессионального образования открыто 14 мастерских, еще 30 – в ближайших планах.
Совершенствование образовательной инфраструктуры способствует повышению доступности и качества образования, убеждена Лариса Ревуцкая. Новое оборудование дает возможность привлекать к работе с детьми, живущими в отдаленных уголках республики, вузовских преподавателей, лучших учителей из лицеев и гимназий. Неслучайно уже второй год одним из победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников от Марий Эл становится ученик маленькой сельской школы.
О сотрудничестве с Академией Минпросвещения России
Педагоги Республики Марий Эл приняли активное участие в марафоне функциональной грамотности, который состоялся с 6 по 10 декабря. Формирование функциональной грамотности – процесс достаточно непростой, многосторонний, считает Лариса Ревуцкая: «Мы для себя приняли решение, что нужно обучать функциональной грамотности не только детей. Прежде всего мы должны обучить педагогов». Для этого используются ресурсы и Академии Минпросвещения России, и Марийского института образования.
Отвечая на вопрос, готовы ли школьные управленцы и учителя сами пройти проверку на функциональную грамотность, Лариса Анатольевна ответила: «Думаю, что готовы, но с некой опаской… Мы видим, скажем так, эту кризисную точку и готовы ее преодолеть. У нас нет другого пути – мы должны это делать».
В современном мире учитель должен осознавать, что не отстает от времени, считает министр. Не допустить этого отставания помогают программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Особую роль в реализации таких программ играет созданный недавно в республике Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
«Хочу сказать спасибо Академии Минпросвещения России, которая проводит сетевое обучение по дополнительным образовательным программам. Только за последнее время на семинарах Академии обучились более 400 наших педагогов, – подчеркнула министр. – Это важно, для регионов очень нужно, потому что на этих обучающих семинарах рассматриваются самые острые вопросы, которые возникают сейчас в системе образования».
Подробнее об этих сюжетах, а также о мерах поддержки молодых педагогов в Республике Марий Эл, о патриотическом воспитании школьников, о работе с одаренными детьми и о многом другом можно узнать из видеоинтервью Ларисы Ревуцкой, которое провел советник Академии Минпросвещения России, в прошлом учитель, директор школы и заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Фертман.