«Куратор» или «самосвал»: как подача информации влияет на ее восприятие?


Мы живем в век информации и ежедневно сталкиваемся с огромным количеством контента, большую часть которого просто не воспринимаем. Поэтому сегодня от того, как подается информация, зависит, насколько хорошо она будет воспринята. Это особенно актуально для школы, ведь именно здесь дети получают основной массив новой для себя информации. Дженнифер Гонсалес, учитель и автор блога на ресурсе Cult of Pedagogy, в своей статье рассказывает о разных типах подачи информации и о том, как они могут быть связаны с обучением.

Представьте, что вы никогда не пробовали суши и ничего не знаете о них. Зато два ваших друга являются настоящими экспертами в этой области. Решившись попробовать новое блюдо, вы просите совета у друзей. Первый друг немедленно начинает отправлять вам ссылки на любимые ресурсы. Затем присылает еще немного и, наконец, понимает, что ссылок все-таки недостаточно, поэтому он создает для вас документ, в который копирует ссылки на все известные ему ресурсы о суши. 

Вы проходите по первой ссылке и читаете статью. Да, в ней содержится полезная информация, но ее с большой долей вероятности вы могли бы найти самостоятельно, задав «суши» в поисковике. Вы смотрите на обилие ссылок без пояснений, ведущих неизвестно куда и неизвестно на какой контент, и закрываете документ.

А ведь в списке действительно были хорошие ресурсы: полезные, забавные и практичные. Однако вы этого уже не узнаете, поскольку ваш энтузиазм похоронен под массивом неупорядоченной информации. Ваш первый друг, действуя из лучших побуждений, вывалил на вас, как из самосвала, огромную массу ресурсов. Тем временем второй друг действует по-другому. Он составляет для вас идеальные рекомендации простым способом: отбирает из всего множества ресурсов несколько ключевых и присылает их с небольшими пояснениями, чтобы вы сразу понимали, о чем пойдет речь в статье или ролике. Картинка ниже хорошо иллюстрирует такую подборку: в ней всего четыре ресурса, которые прекрасно подойдут для ознакомления новичка с культурой приготовления суши. 

Таким образом, первого друга учитель-блогер Дженнифер Гонсалес обозначает как «самосвал», а второго – как «куратора» (по аналогии с куратором в музее, о котором речь пойдет ниже).

Вне зависимости от того, являетесь ли вы учителем, представителем школьной администрации, библиотекарем или лаборантом – вы делитесь информацией с другими людьми: коллегами, учениками, читателями. То, в каком объеме вами подается информация, как она систематизируется и упорядочивается, и будет складываться эффективность ее восприятия другими людьми.

Когда на человека обрушивается огромный массив информации, мозг не может ее всю сразу воспринять. Теория когнитивной нагрузки гласит, что оптимальное усвоение информации возможно только в случае, если нагрузка на оперативную память является адекватной. Оперативная память человека может одновременно хранить и обрабатывать лишь определенный объем информации. Увеличение этого объема приведет к перегрузке, и мозг просто не будет воспринимать излишки информации. Испытывая когнитивную перегрузку, многие люди перестают воспринимать даже самую простую информацию.

Хорошей иллюстрацией когнитивной перегрузки может послужить фото ниже. Представьте, что перед вами поставили задачу изучить историю, используя предметы в комнате.  


Несомненно, среди них найдутся вещи, имеющие историческую значимость, но проблема в том, что все они просто свалены в одну кучу. В то же время мы учимся, группируя и систематизируя новую информацию и объединяя новые данные с теми, которые хранятся в долговременной памяти. Человек, обладающий глубокими познаниями в области истории, мог бы извлечь для себя какую-то пользу из предметов, находящихся в комнате. Остальным же лучше прибегнуть к помощи «куратора». Именно так выстраивается работа в музеях: из колоссального количества артефактов куратор отберет лишь несколько, чтобы проиллюстрировать идею, момент истории, событие или феномен. Артефакты тщательно организуют, сопровождая пояснительными табличками, а отдельные разделы музейной экспозиции – историческими справками. Это помогает создать контекст. Вместо того, чтобы сваливать все экспонаты в общую кучу, их группируют по определенным темам, которые позволяют увидеть отдельные предметы как часть целого, но при этом избежать когнитивной перегрузки.

Рассмотрим сценарии в образовательном процессе, в которых навыки «куратора» могут пригодиться педагогам:

1. Отбор материалов для самостоятельного изучения обучающимися. Любая образовательная модель – очная, дистанционная, гибридная – предполагает определенное количество материала для самостоятельного изучения. С развитием технологий количество образовательных ресурсов, доступных для обучающихся, с каждым днем становится все больше. Их отбор и структуризация способствуют организации более успешной самостоятельной работы учеников. Слишком большое количество неупорядоченных ресурсов, вероятнее всего, снизит мотивацию школьников. Безусловно, иметь выбор важно, но выбор тщательно продуманный, чтобы ученикам не пришлось тратить слишком много времени, просматривая все имеющиеся ресурсы в поисках нужного.
2. Оптимизация школьных библиотек. Если школьники забыли дорогу в библиотеку, возможно, ей не хватает руки «куратора». Для примера можно привести организацию книг в книжных магазинах, где большое внимание уделяется оформлению тематических витрин и подборок. Такой подход применим и к школьной библиотеке. Подборки, приуроченные к каким-либо праздникам или событиям, или подборки по рекомендации педагогов и школьников могут привлечь внимание юных читателей.
3. Коммуникация с родителями, в особенности письменная. Если школа делает информационные рассылки, то и к ним применимы кураторские навыки. Дженнифер Гонсалес посвятила этой теме статью «Почему никто не читает рассылки», где выделила следующие проблемы с информационными письмами:

  • Слишком многословные письма, состоящие из длинных абзацев. Здесь приводится пример того, как сделать документ более легким для восприятия: текст разбивается на две колонки, длинные предложения – на более короткие или на тезисы, идущие списком. 

  • Заполнение всего пространства страницы, без пустых мест. Левое письмо выглядит очень объемным и перегруженным, правое – визуально более приятным. 

  • Повторяющийся из письма в письмо контент: например, классное расписание, миссия школы, основные задачи на семестр или год, другими словами, то, что родители уже не раз читали и за чем теряется новая информация.

Рассылка, которую читают и которую легко воспринимать, обычно содержит только ключевые мысли, которые необходимо донести до родителей, без лишней информации и слишком длинных предложений.

4. Школьный или учительский сайт. Стремясь сделать свои ресурсы как можно более информативными, школы и педагоги иногда их перегружают. Слишком много пунктов в меню, страницы с большим количеством расположенных рядом информационных блоков, мелкий шрифт. Зачастую, когда пользователи заходят на подобный сайт, то хотят быстрее его покинуть. Структура сайта с учетом восприятия пользователями и с разумным количеством информационных блоков поможет поднять посещаемость ресурса.

Среди ключевых принципов «кураторства» в подаче информации Дженнифер Гонсалес выделяет следующие:

  • Остается только лучшее. Из массы ресурсов на одну тему должны остаться только самые информативные и полезные. Исключать ресурсы из подборки тяжело, ведь каждый из них может привнести что-то новое. Но смысл в том, чтобы те, кто будет пользоваться этой подборкой, действительно захотели ознакомиться с нужной информацией, а не закрыли ее в ужасе от обилия контента, который предстоит изучить.
  • Важна группировка. Если ресурсов в подборке все же набралось немало, для удобства восприятия их можно поделить на небольшие тематические группы с заголовками, обозначающими, какой аспект общей темы охватит та или иная группа ресурсов.
  • Вступление поможет создать контекст. По аналогии с музейной экспозицией, которую открывает историческая справка, небольшое вступление к блоку ресурсов поможет учащимся понять, что это за ресурсы и какую информацию можно из них получить. В качестве вступления может выступить превью видеофайла или выдержка из статьи.
  • Визуальные якоря. Небольшие изображения, помещенные рядом с отдельными ресурсами или группой ресурсов, упростят пользование подборкой. Ресурсы будет не только легче различать между собой, их будет проще найти при следующем использовании подборки.
  • Упорядоченные ссылки. Прямые ссылки, как правило, длинные, и приходится вчитываться в них, чтобы понять, о чем идет речь. Гиперссылками можно сразу обозначить, что будет содержать материал, доступный при переходе по ссылке. Для примера возьмем новость о старте Всероссийского фестиваля-конкурса «Потомки великих мастеров»: https://apkpro.ru/news/obyavlenstartvserossiyskogofestivalyakonkursapotomkivelikikhmasterov/.  Если не снабдить ссылку пояснением, то понять, на какой контент вы попадете, очень трудно. Гиперссылка уже содержит тему новости и поможет быстро сориентироваться: «Объявлен старт Всероссийского фестиваля-конкурса «Потомки великих мастеров».
  • Больше белого! Информационные блоки не должны располагаться вплотную друг к другу. Выше был приведен пример того, насколько перегруженным информацией выглядит первый документ с небольшими межстрочными интервалами и насколько приятнее глазу второй вариант, в котором оставили только самые необходимые тезисы, увеличив расстояние между блоками.

Больше не всегда означает лучше. Задача учителя – помочь ученикам извлечь пользу из огромного количества информации. Разумный подход к подаче учебной информации облегчит и работу учителя, и обучение школьников.