Очередной семинар «Векторы образования: вызовы, тренды, перспективы» состоялся на дистанционной площадке Академии Минпросвещения России 8 ноября 2022 года. Выпуск был посвящен обсуждению результатов второго Марафона функциональной грамотности, который Академия Минпросвещения России провела 31 октября – 2 ноября 2022 года.
О том, как проходил Марафон и как его результаты можно использовать для повышения квалификации педагогов, рассказала начальник управления Академии Минпросвещения России Татьяна Расташанская. Она отметила, что отличительной особенностью Марафона этого года стало привлечение опыта региональных систем образования, выделение в отдельный кластер программы для управленческих кадров, а также фокус на развитии финансовой грамотности и межпредметном сотрудничестве в контексте формирования функциональной грамотности.
В своем выступлении заместитель начальника управления Академии Минпросвещения России Ксения Табаровская подчеркнула преемственность между флагманским курсом Академии «Школа современного учителя» и содержанием Марафона. Также она представила практики формирования функциональной грамотности для педагогов, которые освещались в рамках Марафона.
Представители педагогической команды Ярославской области – проректор Института развития образования (ИРО) Ярославской области Алевтина Смирнова и доцент кафедры общего образования ИРО Наталья Киселева – поделились опытом формирования читательской грамотности, основанном на принципах взаимодействия всех участников образовательного процесса, межпредметном подходе к организации мероприятий и единства урочной и внеурочной деятельности.
О проведении Дня управленца в программе Марафона функциональной грамотности рассказала заместитель начальника управления Академии Минпросвещения России Светлана Ладыгина. В Марафоне приняли участие представители управленческих команд из 51 субъекта Российской Федерации. Ключевыми темами кластера управленцев стали значимость каждой из компетенций функциональной грамотности при решении управленческих задач, а также соотнесение элементов функциональной грамотности с требованиями профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Были продемонстрированы разные способы интеграции, интерпретации управленческой информации; особенности комплексных заданий по работе с ней; зависимость эффективности управленческих решений руководителя от объема, качества и скорости обработки информации. Практические занятия, в ходе которых рассматривались алгоритмы решения комплексных управленческих задач, подбирались на основе выявленных профессиональных дефицитов.
Руководитель Центра цифровых технологий Академии Минпросвещения России Юлия Федорова представила опыт организации крупного образовательного мероприятия на примере семинара по вопросам цифровой грамотности и информационной безопасности «Цифровой триатлон 2022». Подобный опыт может быть полезен коллегам в регионах при проведении мероприятий.
Итоги семинара подвел президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина. В заключительном слове он отметил значимость социальной грамотности как части функциональной грамотности: «Мировоззренческий суверенитет – важнейший из всех необходимых стране. Но отечественная традиция – это коллективистское мировоззрение. Наши результаты нужны не только самому ученику или его родителям, они нужны обществу, стране. Возможно, в составе функциональной грамотности социальная грамотность – одна из важнейших, связывающая все остальное в реальную функциональную грамотность».