Илья Бронштейн:  «Самый главный вызов – обеспечить местами в образовательных организациях всех детей»
В 2020 году в Московской области учащиеся получили 91 диплом по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а в 2021 году – 183. О причинах столь серьезной динамики и о других достижениях региональной системы образования в интервью на YouTube-канале Академии Минпросвещения России рассказал министр образования Московской области Илья Бронштейн. Приводим некоторые тезисы.

О команде

Система образования Московской области – одна из самых сильных в стране, и, по мнению Ильи Бронштейна, залог ее успеха – сильная команда руководителей.

Под командой он подразумевает не только сотрудников своего министерства, но и в целом команду губернатора Московской области, которая не ограничивается областным правительством. В нее входят сотрудники разных министерств, управлений, главы городских округов, муниципалитетов, директора образовательных организаций. «Мы все ощущаем себя одной командой, это очень важно и очень нужно, поэтому наши решения – это решения командные», – отмечает министр.

Рождаются эти решения на основе сигналов, полученных и от федеральной власти, и от населения региона. В Московской области действует система быстрой обработки обращений граждан «Добродел», благодаря которой руководители сразу видят основные дефициты.

О приоритетах

Московская область – очень быстро растущий регион, и самым главным вызовом Илья Бронштейн считает обеспечение местами в образовательных организациях всех детей.

«В условиях, когда наш контингент ежегодно прирастает более чем на 40 тыс. человек, это очень серьезная задача. Столько, сколько строит Московская область, не строит никто – я имею в виду строительство образовательных организаций. В год мы сейчас вводим более 30 школ. Это постоянный процесс, который требует от нас, как управленцев системы образования, особого внимания и включенности», – считает Илья Михайлович.

Он уточняет, что речь идет не собственно о строительстве – этим занимается специализированное министерство, а о наполнении здания качественным, полезным и современным оборудованием, о подборе учителей и директора, который сможет принять на себя ответственность за управление новой школой. В нее вложены большие деньги, ее очень ждут жители, и недопустима ситуация, когда объект будет построен за несколько миллиардов бюджетных средств, а человек, который его возглавит, и его команда не смогут сделать из него школу.

Большое внимание в системе образования Московской области уделяется интеллектуальным состязаниям. В минувшем году в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовало в три раза больше детей, чем три года назад, а на заключительном этапе в «копилке» региона оказалось в два раза больше дипломов победителей и призеров, чем в прошлом году. Если в 2020 году с учетом ограничений пандемии (призерами были признаны все одиннадцатиклассники, получившие право на выход в финал) у Московской области был 91 диплом по итогам заключительного этапа, то в 2021 году – 183.

«Это просто колоссальный прорыв, который произошел из-за того, что мы выстроили работу по массовому вовлечению ребят в олимпиады и интеллектуальные конкурсы», – подчеркнул Илья Бронштейн.

О директорах

Главный инструмент подбора директоров образовательных организаций в Московской области – так называемый рекрутинг-центр, во многом напоминающий аттестационную комиссию в городе Москве. Основной критерий назначения на должность, помимо результатов тестирования, – готовность кандидата в руководители образовательной организации представить комплексное видение ее развития.

Концепцию развития кандидат представляет большой комиссии, в которую входят самые уважаемые директора, руководители управлений образования, заместители глав городских округов, курирующие сферу образования. Особенно важно участие представителей муниципальной системы образования, в которой предстоит работать кандидату, – ведь специфика конкретного муниципалитета очень важна. По оценке Ильи Бронштейна, именно они, как правило, задают самые точные, весомые и значимые вопросы.

Сегодня в кадровом резерве системы образования Московской области состоят более 100 человек: директора назначаются только из числа тех, кто прошел рекрутинг-центр и получил соответствующую рекомендацию.

О рейтинге

Три года назад в системе образования Московской области существовали, по сути, два рейтинга – рейтинг директоров и рейтинг школ. Теперь же рейтинг стал единым, и его «фишка» – параллельная оценка и результатов, и процесса. Такой подход позволил улучшить свои показатели школам, которые раньше были недооценены, прежде всего сельским, где очень качественно выстроена работа по социализации ребят. Они получили достойную оценку, ставшую мотивацией для руководителей и педагогических коллективов.

«Рейтинг делится на три зоны: зеленую, желтую и красную, и наша задача – работать так, чтобы красной зоны не было, – рассказывает Илья Бронштейн. – Если в прошлом году для того, чтобы попасть на последнее место зеленой зоны, школе было достаточно результатов ЕГЭ на среднем уровне по региону, то в этом году результаты ЕГЭ должны быть выше среднерегионального значения почти на целый балл, к тому же ее ученики должны получить на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников не менее семи дипломов».

Таким образом, работа каждый школы – это постоянное движение, и его скорость во многом задана рейтингом, на который они ориентируются, утверждает министр образования Московской области.

Подробнее об этом и многом другом можно узнать из видеоинтервью Ильи Бронштейна, которое провел советник Академии Минпросвещения России, в прошлом учитель, директор школы и заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Фертман.