Города для детей


Совершенствование качества и условий обучения в школе является одной из приоритетных задач в образовании, однако, как ни удивительно, дети проводят в школе только 20% своего времени. Можно ли использовать остальные 80% таким образом, чтобы ребенок продолжал развиваться вне стен школы? Можно и нужно, и речь не о десятках кружков в неделю, не оставляющих ни одного свободного вечера. Новый тренд, о котором мы сегодня поговорим, — создание игровых обучающих ландшафтов — способствует обучению ребенка не только в определенном месте в конкретное время, как это делают музеи или секции, но и во всем городе, сохраняя образовательный элемент неявным и интересным для ребенка. Как это возможно? Давайте узнаем.

На сегодняшний день более половины детей в мире растут в городах, а к 2030 году дети и подростки до 18 лет будут составлять вплоть до 60% населения всего мира. При этом, как отмечают эксперты, интересы детей далеко не всегда учитываются при развитии городской среды, где качество воздуха и уровень шумового загрязнения негативно влияют на здоровье и благополучие юных горожан. Ученый Тим Гилл в своей книге «Городская площадка» утверждает, что стиль жизни в городе детей разного возраста с родителями или без них демонстрирует качество среды обитания: «На самом деле, подавляющее большинство решений и проектов градостроительства не учитывают потенциальное влияние на детей и не стремятся учитывать их мнение. Зачастую это становится похожим на неуважение прав и возможностей детей».



В качестве примера места, подходящего для детей, Гилл приводит Вобан, район немецкого города Фрайбург, где запрещено автомобильное движение, но налажено транспортное сообщение (автобусы и велосипеды), создано много парков, а люди живут в многоквартирных домах малой этажности (4-5 этажей). Власти Вобана также разработали схему «идеального» района, который учитывал бы особенности городского планирования и одновременно отвечал потребностям детей.



Однако это не означает, что в уже построенных городах и даже мегаполисах невозможно создать похожие условия. В конце 2020 года Брукингский институт (США) запустил сеть игровых обучающих ландшафтов в четырёх городах: Чикаго, Филадельфии, Питтсбурге и Тель-Авиве. Основная цель этого проекта – создать среду, которая будет способствовать когнитивному и социальному развитию детей вне зависимости от финансового и социального положения их семей. Это действительно важно, поскольку, согласно исследованиям, языковые навыки и пространственное мышление у детей из малообеспеченных семей, как правило, ниже, чем у их более обеспеченных сверстников, начиная уже с трехлетнего возраста. В связи с этим, «ландшафтом» может быть любое место, где дети собираются естественным образом: автобусная остановка, библиотека, супермаркет, площадка. Таким образом, игровые обучающие ландшафты интегрируют обучение в общественные пространства естественным образом. Абсолютно положительное влияние подобных пространств на детей было доказано предварительными исследованиями Брукингского института в 2019 году: выросли показатели детской грамотности, языковых навыков и знаний в области точных наук.

Вот примеры того, как можно усовершенствовать уже имеющиеся места для детей в городе: 


В некоторых городах были представлены пилотные проекты игровых обучающих пространств, и вот как они выглядят:

● Автобусные остановки представляют собой паззлы, которые дети могут собрать: например, на одной из остановок в Филадельфии изображен Мартин Лютер Кинг-младший. Связано это с тем, что остановка находится рядом с лужайкой, где Мартин Лютер Кинг-младший выступал со своей знаменитой речью «У меня есть мечта» в 1965 году. Теперь вместо того, чтобы рассматривать улицы и остановки просто как путь от точки А до точки Б, дети и подростки могут выстраивать связи между пространствами, маршрутами и историческими фактами.


● В супермаркетах добавлены вывески с интересными детям вопросами, например: «Откуда берется молоко?» или «Сколько цветов на этой овощной полке?». После того, как установили вывески, количество разговоров между родителями и детьми в магазинах увеличилось на 33%. В планах также установить вывески на разных языках и добавить вопросы по математике, чтобы развивать навыки счета. Идея прижилась в районах Филадельфии, округах штата Техас и даже в Южной Африке.


● В библиотеках штата Вашингтон и Вайоминг установлен скалодром с буквами алфавита, а рядом с книжными полками стоят различные геометрические фигуры, которые можно использовать как сидения или опору, чтобы достать до верхних полок. По результатам апробации проекта посещаемость библиотек увеличилась вдвое.


● В Калифорнии на одной из баскетбольных площадок добавили линии и отметки: так трехочковая линия теперь дает одно очко, а меньшие дуги засчитывают ½, ¼, ¾ и другие доли одного очка. Числа представлены в виде дробей на одной стороне площадки и десятичных чисел на другой стороне, что требует от игроков умения преобразовывать дроби. Рядом с игровой площадкой находится линия с дробными и десятичными преобразованиями, которые помогают детям считать очки и следить за счетом. Результаты оценочных исследований показали, что дети 5 и 6 классов, которые играли в баскетбол на этой площадке, улучшили свои навыки в преобразовании дробей и навыки счета в целом.


Итак, что нужно сделать, чтобы создать игровой обучающий ландшафт? Вот несколько рекомендаций от его создателей.

  1. Разработать идею и решить, что именно вы хотите сделать. Задействовать неиспользуемое пространство на остановках? Проложить безопасный маршрут для детей по дороге в школу? Важно опираться на потребности местных жителей и учитывать их мнение: чем больше вовлеченность общества, тем более актуальным и ценным будет проект.
  2. Проанализировать, подходит ли выбранное место для проекта, какие понадобятся ресурсы, какие разрешения необходимо получить и какие правила соблюдать при его реализации.
  3. Протестировать игровой обучающий ландшафт. Насколько интуитивно пространство и обучающая деятельность? Смогут ли дети погрузиться в активность или будут легко отвлекаться? Понаблюдайте, как семьи взаимодействуют с ландшафтом.
  4. Добавить подсказки, они привлекут внимание к ландшафту и расскажут детям, чем здесь можно заняться. Например, если дети прыгают на большой линейке, подсказка может быть следующей: «Измерьте, как далеко вы можете прыгнуть за два прыжка».
  5. Прислушиваться к отзывам детей и взрослых. Поддерживать и обновлять ландшафт. 

Несмотря на положительные результаты, проект пока не получил широкого распространения. В будущем планируется продвигать сеть игровых ландшафтов в других городах по всему миру при взаимодействии муниципальных властей и практикующих специалистов в области градостроительства. Возможно, именно сейчас, когда многие страны восстанавливаются и переосмысливают функционирование различных сфер жизни после пандемии, есть возможность взглянуть на сами города как на образовательные центры, и тогда 80% времени, которое дети проводят вне школы, будет максимально развивать их способности и потенциал.