Формирование желания объективности

Я с огромным интересом и уважением выслушал всё, о чём сегодня говорилось. Это очень интересно и убедительно с организационной, технологической, содержательной стороны вопроса.

Но Павел Владимирович Кузьмин сегодня произнёс ключевое слово: «объективность». И мне кажется, что у нас с вами есть уже все инструменты для обеспечения такой объективности. Однако проблема необъективности всё равно живёт и сдаваться, кажется, не собирается даже под ярким светом прожекторов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Я могу признаться, когда начинался ЕГЭ, мы все были уверены, что возникнет ситуация вертикально-интегрированной всеобщей объективности. Всё равно же на ЕГЭ не спишешь, не подскажут. А значит, как в спорте: чтобы показать хороший результат, надо понимать все свои слабые и сильные стороны. Но то, что через 20 лет после введения ЕГЭ мы с вами продолжаем обсуждать вопрос обеспечения этой самой объективности, говорит о том, что она, к сожалению, ещё полностью не достигнута. Причина не организационная, не технологическая, не содержательная, а психологическая или даже мировоззренческая, потому что в многоугольнике «ученик-родитель-учитель-школьный администратор-муниципальный и региональный управленец», какая часть участников в самом деле искренне жаждет этой самой объективности?

Много-много лет назад я принимал восьмые классы у опытнейшей учительницы к себе в старшие классы, чтобы преподавать математику. Я попытался призвать эту учительницу к объективности оценок, потому что у учеников после 8 класса вдруг падал результат на один-два балла. Но она сказала мне, что если мне, молодому учителю, охота объясняться с родителями, то я могу это делать и дальше, а вот она, даже если поставит ученику «шестерку», никто из родителей не будет против и не удивится, а вот с моими объективными оценками придут разбираться. Она была не так уж не права, как вы догадываетесь.

Поэтому я думаю, что без решения темы «Механизмы формирования желания объективности у учеников, родителей и учителей», мы будем всё время усиливать свои механизмы обеспечения объективности, а они всё время будут упираться в отсутствие глубокого желания объективности у учеников, родителей, учителей. То есть иначе, если мы не найдем механизмы такого формирования желания объективности, то мы будем работать, как в эпизоде старого советского фильма «Берегись автомобиля» (— А чего это ты от меня удирал? — Привычка: ты догоняешь – я удираю. — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю), и будем продолжать играть в «казаки-разбойники» в школьной жизни. Это опасно формированием устойчивой привычки в жизни: «убегание» от объективности. И в этом вообще очень многие проблемы нашей жизни.

Я ещё раз повторяю, что созданы замечательные инструменты административного обеспечения объективности, но к ним необходимы механизмы формирования желания этой объективности. Поэтому, мне кажется, тема формирования желания объективности у учеников, родителей и учителей сложнейшая, но без неё вся наша мощная система рано или поздно будет терять свою эффективность при столкновении с отсутствием такого желания объективности у учеников, родителей, учителей.