Федеральные научно-методические центры сопровождения педагогических работников решают актуальные задачи дидактики

На вебинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», который прошел в Академии Минпросвещения России 12 апреля 2022 года, анонсированы важные образовательные мероприятия Академии, а также обсуждались различные аспекты и задачи дидактики цифровой эпохи. Модератором вебинара выступила проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова.

Михаил Груздев, и.о. ректора Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ), рассказал о работе Федерального научно-методического центра сопровождения педагогических работников, созданного в конце 2021 года при поддержке Минпросвещения России. В общей сложности на базе вузов страны создан 21 центр, где будут проводиться исследования по наиболее актуальным темам педагогической науки.

Сегодня традиционные дидактические решения не позволяют системе образования эффективно отвечать на вызовы времени. Создание новой дидактики обусловлено изменением роли учителя, который перестал быть единственным источником информации, а также новыми требованиями к образовательным результатам, включающими, помимо знаний, формирование определенных личностных качеств и компетенций ученика. Таким образом, в изменившихся условиях педагогам требуются новые методы работы.

Одна из задач Федерального научно-методического центра, открытого в ЯГПУ, – поиск новых дидактических решений для достижения актуальных образовательных результатов, а также проведение профильных научных исследований при участии педагогов-практиков, в том числе в рамках межвузовского проекта «Новая дидактика».

Новые дидактические решения и методические инициативы Федерального научно-методического центра ЯГПУ будут апробироваться на площадках базовых школ педуниверситетов, масштабироваться посредством системы повышения квалификации и интегрироваться в практику подготовки будущих учителей.

По словам Михаила Груздева, основные задачи обновления образовательной деятельности сегодня включают изменение роли преподавателя: от транслятора информации к организатору процесса ее самостоятельного получения, последующего анализа и использования в решении практических задач; отказ от монополии лекционно-семинарской формы занятий в пользу эффективного использования онлайн- и офлайн-обучения; а также проектирование видов учебной деятельности.

Для решения указанных задач в ЯГПУ разработано более 10 программ повышения квалификации, в том числе программа под эгидой Ассоциации развития педагогического образования «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего».

«Проектирование форм деятельности, предложенное для работы со студентами, может быть также вполне успешно реализовано в школе и в системе дополнительного профессионального образования», – отметила Ирина Тараданова в завершение выступления Михаила Груздева.

Полную версию вебинара смотрите на RUTUBE-канале Академии Минпросвещения России