Успех нацпроекта «Образование» – во многом заслуга Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. Детальное планирование, контроль, упорство, готовность во все вникать и способствовать развитию системы – такой подход мотивирует всех, считает министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Элла Алибекова. В интервью журналу «Время образования» она рассказала о развитии кадрового потенциала, о мероприятиях в Год педагога и наставника, о воспитательной работе и выявлении талантов.
– Элла Маирбековна, начнем с вопросов о развитии кадрового потенциала системы образования республики. Что уже сделано, что планируется сделать в этом направлении?
– Здесь есть два аспекта работы – с управленческим корпусом и с педагогическим сообществом. Для развития управленческого корпуса мы привлекаем менторов – самых сильных руководителей образовательных организаций, определенных не по принципу «кто нам больше нравится», а на основе показателей эффективности деятельности. Эти показатели – измеряемые, находящиеся в открытых системах и не поддающиеся фальсификации – мы стали использовать в прошлом году. Чтобы объединить менторов и менти, нацелить их на достижение необходимых результатов, были проведены специальные тренинги.
Параллельно стартовала апробация механизмов аттестации руководителей образовательных организаций и кандидатов на должность руководителя. Скажу честно, у коллег из управленческого корпуса было выявлено большое число дефицитов, не все справились, не все смогли пройти аттестацию. Она состояла из трех этапов – портфолио, тестирование и публичная защита проекта, которая проходила открыто, любой желающий мог посмотреть трансляцию или запись.
Чтобы эти дефициты устранить, мы запускаем совместную программу с Академией Минпросвещения России для развития ключевых компетенций наших управленцев. Все же ресурсов, которыми располагает регион, пока для этого недостаточно. Будем обучать членов управленческих команд – не только директоров, но и их заместителей. Совместная программа будет состоять из тех же тематических блоков, по которым проводится тестирование.
– Теперь несколько слов о работе с педагогами. Как она организована?
– Здесь мы впервые начинаем применять адресный подход. Проведена оценка предметных и методических компетенций почти 1,1 тыс. учителей (примерно шестая часть всех учителей региона), с учетом выявленных дефицитов сформированы адресные программы, уже обучены 200 учителей. Если апробация предложенной модели пройдет успешно, будем работать по ней дальше.
Одна из особенностей нашей работы с педагогами заключается в том, что мы им стали предлагать сдавать ЕГЭ. Сначала казалось, что никто не пойдет, что это унизительно для учителей, да и вообще почему они должны что-то доказывать? Но мы разъяснили, что по результатам такого ЕГЭ никакого наказания не будет, что учитель сам сможет сделать для себя выводы, понять, каких знаний ему не хватает, где нужно дополнительно что-то изучить. Да и его авторитет у учеников после этого возрастет.
Экзамен для учителей проводится в тех же условиях, что и для детей: мы используем задания текущего года, моделируем ситуацию с наблюдателями, камерами, экспертами. В те же дни пробный ЕГЭ сдают дети, многие учителя приходят вместе с ними, чтобы их поддержать. В прошлом году пришли 700 человек, в этом году записались более 1 тыс. Для нас это еще одна возможность увидеть предметные дефициты учителей и учитывать их при формировании индивидуальных образовательных маршрутов.
Полную версию интервью читайте на официальном сайте журнала Академии Минпросвещения России «Время образования» по ссылке.