Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: общие ресурсы для новых возможностей

Участники вебинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 21 июня обсудили вопросы, связанные с развитием высшего педагогического образования и деятельностью педагогических вузов, которые являются неотъемлемым элементом единой системы непрерывного профессионального развития педагогов.

«Задача формирования непрерывного педагогического образования, обеспечения последовательности и преемственности всех этапов профессионального становления учителя – это задача национальной повестки самого высокого уровня», – подчеркнул в своем выступлении проректор Академии Минпросвещения России Хож-Ахмед Халадов.

Сегодня Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров объединяет профессионалов из педагогических вузов, институтов развития образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических кадров, региональных и муниципальных методических служб. Федеральным координатором системы выступает Академия Минпросвещения России.

В прошлом году в 20 субъектах РФ на базе вузов был создан 21 научно-методический центр сопровождения педагогических работников, и уже сегодня можно изучить и обсудить конкретные результаты их работы и планы по созданию научно-методическими центрами продуктов, интересных для всей системы.

В своем выступлении президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина особо остановился на значимости подготовки высококвалифицированных учителей физики. Он отметил, что одной из важнейших задач государства в ближайшей перспективе является достижение технологического суверенитета как базового условия для решения многих задач экономики, обеспечения безопасности, создания условий для достойной жизни граждан. «Достижение такого суверенитета возможно только при массовой качественной подготовке кадров технологического профиля самых разных уровней: ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих. Было бы ошибкой считать, что подготовка таких кадров начинается в колледже, вузе. Она, конечно же, начинается в школе и в междисциплинарных кружках технологического профиля», – отметил Исаак Калина.

Особую роль в профориентации учеников играют учителя, поэтому практика педагогической магистратуры для выпускников естественно-научных и технологических специальностей должна серьезно расшириться, в этом случае станет возможным быстро обеспечить школы учителями физики нужного уровня. Поэтому нужно развивать бюджетное направление для обучения в педагогических вузах выпускников естественно-научных и технологических специалитетов.

В свою очередь, директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин отметил: «Технологический суверенитет является одним из ключевых вопросов национальной безопасности и государственной целью развития до 2035 года. В связи с этим планируется создание рабочей группы по развитию технологического направления в педагогических вузах, а также проведение отдельного трека в рамках образовательного интенсива для команд развития университетов, который пройдет в сентябре этого года». Также Алексей Благинин предложил продолжить обсуждение этой темы, выйти на конкретные решения и уже в новом учебном году сделать первые шаги для развития естественно-научного и технологического бакалавриата и специалитета в педвузах.

Начальник Управления взаимодействия с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России Инна Головина представила текущие результаты работы научно-методических центров сопровождения педагогов, функционирующих на базе вузов. Ключевой задачей центров является развитие системы непрерывного педагогического образования за счет проведения прикладных научных исследований, тиражирования образовательных практик, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий. Центры осуществляют деятельность по более чем 30 направлениям, актуальным для всей системы. Менее чем за полгода центры провели серьезную работу по тиражированию научных исследований, консультированию работников методических служб муниципального и федерального уровней.

Академия Минпросвещения России как федеральный координатор уделяет особое внимание вопросам взаимодействия научно-методических центров с другими субъектами Единой федеральной системы при формировании тематики исследовательских проектов, проведении экспертизы инновационного содержания и технологий образования, организации и проведении научно-образовательных и просветительских мероприятий. В результате все субъекты получают возможность использовать ресурсы и научный потенциал научно-методических центров для решения актуальных задач, включая разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ, индивидуальное сопровождение профессионального развития каждого педагога.

Развитию экспертного сообщества будет способствовать и создаваемая Единая цифровая экосистема дополнительного профессионального образования – навигатор научно-методических разработок. Наполнение портала контентом и его экспертиза – совместная задача всех субъектов Единой федеральной системы. Портал «Аннотированный каталог научно-методических разработок» будет содержать практико-ориентированный и рецензированный контент, размещенный в открытом доступе, для использования ИРО, ЦНППМ и другими субъектами при разработке программ дополнительного профессионального педагогического образования.

В этом году запланировано создание научно-методическими центрами базового контента для «Аннотированного каталога научно-методических разработок», который будет включать более двух тысяч разработок по 20 тематикам для использования при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования и индивидуального сопровождения педагогов.

Также на вебинаре «Вектор образования» рассказали о возможностях, которые предоставляют ведущие российские педагогические вузы – Московский педагогический государственный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

 Полная видеозапись вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 21 июня 2022 года доступна по ссылке.