
Билингвизм классифицируют по нескольким категориям, в частности:
Исследования в области билингвизма ведутся на протяжении десятилетий. Ученые искали как негативные аспекты билингвизма, так и его преимущества. Жан-Николя Бордло из Королевского военного колледжа Канады взял на себя труд обобщить данные исследований эффекта билингвизма на разных стадиях жизни человека.
Раннее детство. В XX веке ученые разделились на два лагеря: одни считали, что изучение второго языка на этапе раннего развития может помешать ребенку овладеть родным языком на том же уровне, что и детям-монолингвам. Психологи дали этому явлению название «теория ограниченной возможности». Согласно этой теории, изучение двух языков одновременно в раннем возрасте замедлит овладение как первым, так и вторым языком. Напротив, другие специалисты отвергали «теорию ограниченной возможности» и высказывали мнение, что дети-билингвы имеют когнитивное преимущество перед монолингвами. Однако исследование, проведенное в 2015 году, показало, что стадии языкового развития билингвов и монолингвов совпадают.
Для детей-монолингвов и билингвов процесс овладения языком похож, хотя некоторые специалисты выделяют билингвизм как особый случай языкового развития. Дети, которые растут в двуязычных семьях, обычно овладевают двумя языками одновременно. Хотя овладение каждым из двух языков может идти несколько медленнее, чем одним, монолингвы и билингвы проходят те же стадии языкового развития: первые слова произносят в возрасте примерно одного года, первые фразы – в два года.
Выделяют два ведущих паттерна билингвального языкового развития в возрасте до трех лет: одновременное двуязычие, когда ребенок учит два языка сразу, и последовательное двуязычие, когда ребенок использует свои знания и опыт первого языка (Я1), чтобы быстрее овладеть вторым (Я2). От первого языка может зависеть, как ребенок будет учить и использовать второй язык. Изучение Я2 идет намного легче, если Я1 и Я2 имеют сходства.
В последнее время ученые склонны сходиться во мнении, что билингвизм на раннем этапе развития может быть преимуществом в одной области и недостатком в другой. Например, билингвы оказались гораздо эффективнее в решении лингвистических задач, при помощи которых измерялась металингвистическая осведомленность (способность различать значение и форму слова). В вербальной области преимущества, однако, за монолингвами. Также дети-билингвы могут испытывать проблемы с вниманием. На ранних стадиях исследований ученые предполагали, что две лингвистические системы уживаются в голове билингвов независимо друг от друга, однако позже пришли к выводу, что они дополняют друг друга и задействуются одновременно. Из-за этого билингвам бывает сложно сразу же определить, какой из двух языков использовать в той или иной ситуации.
Исследования в области академической успеваемости показали, что в некоторых предметах билингвы успевают лучше монолингвов, например в математике и естественных науках.
Подростковый возраст. Психологи отмечают, что когнитивные преимущества, наблюдаемые в детстве, у подростков сглаживаются или исчезают совсем. Однако сохраняются значительные различия в работе мозга билингвов и монолингвов. В первую очередь это касается так называемых executive functions – управленческих или исполнительных функций. Они представляют собой совокупность ментальных процессов, необходимых для концентрации внимания, когда автоматическое, инстинктивное, интуитивное поведение становится невозможным. У билингвов отмечается повышенная нейроактивность во фронтальной доле мозга, за счет чего исполнительные функции развиваются раньше, чем у монолингвов. В частности, у билингвов лучше развито абстрактное мышление и навыки решения задач. Но, хотя в аспекте исполнительных функций билингвы имеют преимущество перед монолингвами, в других аспектах отмечается стагнация, например, в подростковом возрасте у билингвов уже нет преимущества в решении простых математических задач. Ученые связывают это с развитием когнитивных способностей монолингвов, в то время как способности билингвов уже сформировались и не претерпевают изменений. То есть преимущества билингвов в раннем детстве достигаются за счет раннего когнитивного развития, однако оно не является особым случаем когнитивного развития, что подтверждается данными многочисленных исследований.
Билингвизм у взрослых. Если говорить о поздних билингвах, то у них не отмечается каких-либо когнитивных преимуществ по сравнению с монолингвами. Однако любопытные данные дают исследования билингвизма у пожилых. По результатам одного из них, у монолингвов в более раннем возрасте наблюдаются симптомы деменции, хотя развитие деменции зависит не только от языка, но и от ряда других факторов (пол, профессия, образование). Таким образом, можно говорить о том, что определенные эффекты билингвизма можно наблюдать на протяжении всей жизни человека.
Теперь разберемся в понятии билингвального образования. Билингвальное образование – это использование двух языков в учебном процессе. Билингвальное образование может являться как государственной политикой, так и местной либо частной инициативой.
К билингвальному образованию не относят:
Билингвальное образование классифицируют по нескольким аспектам:
1. По философии. В этой категории друг другу противопоставляются пары понятий:
Ученые наблюдают взаимосвязь между самостоятельным выбором овладения вторым языком и аддитивным билингвизмом, а также между вынужденным и субтрактивным билингвизмом.
2. По модели. Существует множество классификаций моделей билингвального образования, и практически каждая из них включает в себя три модели:
Особняком стоит модель сохранения языкового наследия. Сюда входит возрождение коренных языков, например: обучение на языке маори на средней ступени в школах Новой Зеландии, обучение на языке индейцев навахо в некоторых школах США (например, в штате Аризона), обучение на языке кечуа в Боливии, Эквадоре и Перу. Модель сохранения языкового наследия рассматривают как аддитивную и сильную.
3. По программам. Программы являются более узкими определителями, нежели модели. В рамках какой-либо модели билингвального образования программы подразделяют на сильные и слабые. Но, помимо этого, существует еще одна классификация: односторонние и двусторонние программы.
Односторонние языковые программы подразумевают, что среди обучающихся преобладать будут те, кто владеет миноритарным языком (Я1), и обучение будет вестись преимущественно на этом языке (50–90% времени). Например, вначале соотношение использования Я1 и Я2 в обучении будет 90:10 в пользу Я1 и постепенно выровняется до 50:50.
Двусторонние программы, или двусторонняя языковая иммерсия. В таких программах количество обучающихся, владеющих Я1 и Я2, делится поровну, чтобы те, кто владеет Я1, могли поддерживать тех, кто владеет Я2, и наоборот. Таким образом обе группы обучающихся смогут овладеть вторым языком, при этом обучать будет не только учитель, но и сами школьники. В США такие программы популярны для обучения англо- и испаноговорящих детей.
В России в 2018 году принята поправка в Закон «Об образовании в Российской Федерации», которая регламентировала изучение миноритарных языков. Закон устанавливает, что ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность образования на родных языках из числа языков народов России, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов России, в том числе русского как родного. Закон направлен на то, чтобы у обучающихся и их родителей была возможность выбора родного языка, который ребенок будет изучать в школе, и родного языка в качестве языка обучения (если это позволяет система образования того или иного региона) перед поступлением в первый и пятый классы. В то же время дети во всех регионах России изучают русский как государственный язык. То есть можно говорить о том, что многие россияне являются билингвами, поскольку владеют и русским, и национальным языком.
Важно подчеркнуть следующее: в ряде регионов билингвальное образование является необходимостью для соблюдения конституционных прав граждан, и в таких случаях билингвальное обучение регулируется и поддерживается государством. Однако на сегодняшний день в России открыто немало частных центров и школ билингвального образования, не связанного с национальными языками, например русско-французские или русско-английские. Выбирая такую школу, важно помнить, что обучение как на русском, так и на иностранном языке должен вести не просто носитель языка, а квалифицированный педагог и школа должна предлагать качественную программу билингвального образования.
Если рассматривать другие страны, то, например, в Европейском союзе насчитывается 24 официальных языка и более 60 местных. Главная языковая цель ЕС – сделать так, чтобы каждый гражданин мог общаться на трех языках: национальном, любом другом языке ЕС и любом иностранном. На достижение этой цели направлена программа «1+2», которая уже продемонстрировала свой потенциал по результатам психолингвистических исследований. Однако в ряде стран большое внимание уделяется не только языкам ЕС и мира, но и миноритарному языку/языкам регионов внутри отдельной страны (Страна Басков в Испании, Уэльс в Великобритании, Южный Тироль в Италии).
Например, в Испании, в Стране Басков изучение миноритарного баскского языка поддерживается правительством, в том числе финансово. Знание баскского языка считается важнейшим преимуществом для жителей региона, и многие стремятся как можно лучше овладеть языком. В регионе действует три модели языкового образования:
Кэтлин Бержер, профессор в области развивающей психологии и автор массы признанных в мире публикаций, в частности, по теме иммиграции, утверждает, что, если есть необходимость в билингвальном образовании, идеальной программой будет являться та, которая поддерживает «сбалансированный билингвизм». Он подразумевает изучение двух языков в равной степени. В таком случае люди не выделяют для себя Я1 и Я2, а одинаково хорошо владеют обоими языками.
Технологии стирают границы между странами, и в современных реалиях билингвизм или мультилингвизм не являются показателем принадлежности к элите. Изучение второго языка – личный выбор каждого. Масса исследований, проведенных в области билингвизма и билингвального образования, дает солидную базу, от которой можно оттолкнуться, совершая свой выбор.